Я знаю все с
нетерпеньем ждут еще одну главу
Немецкого гонзо. Наконец еще одна страница нашей истории была перевернута в свою очередь
для меня она оказалась чуть ли не самой богатой на открытия тайн процесса
внутреннего сгорания.
Моя самая
дорогая спонтанная покупка.
Был выходной, пасмурный и хмурый день. Казалось, что сегодня
ничто не способно
скрасит это серый осенний четверг.
Проснулся я поздновато, как обычно, когда наконец приходила
очередь моих считаных честных выходных. Потягивая утренний кофе я прикидывал
чего полезного смогу сделать за оставшиеся часы светового дня. Вспомнилось, что
в машине из 4 резинок подвески глушителя не осталось ни одной и болтающийся глушитель
на всех неровностях звонко бряцал об заднюю балку; вспомнилось, что главной же
проблемой и загадкой оставался карбюратор. Взгляд на часы еще раз утвердительно
указывал на минимальный остаток времени на работу по устранению неполадок.
Дело было к обеду когда я вышел на улицу, сел в машину и
собрался ехать на авторынок. Машина завелась как всегда быстро и я приготовился
как обычно держать ногу на педали акселератора минут 5-6 … Столько надо было
обычно времени, чтобы прогретый двигатель отыскал свои «нервные» холостые.
Прогрелся, глянул на стрелку топлива и сердце в который раз
защемило тревожным боем: вчера заливал 25 литров, проехал тридцать километров и
сжег где то 12-13 литров. Это было еще одной проблемой вытекающей из
неразрешимых. Конечно это напрягало, отсутствие холостых, неровная работа
прогретого двигателя, проблемы с заводкой «на горячую». Больше всего причиняло
неудобство детонация после выключения зажигания. Если оставить рычаг коробки
передач на «нейтрали» она будет дизиленговать бесконечно - ударяясь не
ритмичными взрывами шатунов по коленвалу. Чрезвычайно вредная для ресурса
двигателя болезнь, которую я наловчился «лечить» следующим образом: я включая
первую передачу и как бы трогаясь
отпускал, «бросал» сцепление и одновременно отключал зажигание – машина
под нагрузкой коробки передач глохла окончательно, хоть и с ударом по сцеплению.
Такой способ эффективно боролся с болезненным дизелированием движка вместо
того, чтобы ожидать пока ему «внезапно» самостоятельно вдруг не захочется заглохнуть.
Кто то с ребят подсказывал, что такое поведение возможно если не правильно выставлено
зажигание, что для меня пока было областью неизведанной и отходило к списку еще
одной непреодолимой задачи.
Так же, обращая внимания на симптомы нестабильной работы
«отца» карбюратора я заметил, что обороты двигателя не уменьшались при
отсоединении трубки от ваккум-корректора зажигания, а это указывало на порванную
диафрагму исполнительного механизма. Все это были предположения, лишь наброски мелькающих
в сотый раз мыслей в моей голове. Сегодня же я ставил перед собой куда более
простые задачи…
Приехал на рынок, а он то братка в двух шагах, как и все
тут, заглушил. Пошел на к уже знакомым площадкам купил резинки, вроде пора и
уходить, но ноги потянули в сторону карбюраторов. Еще раз я хотел посмотреть на
решение всех моих проблем. Из Германии, отреставрированные. Точно такие же как
и мой.
- Добрый день.
- Добрый!
- Карбюратор, на VW Jetta, 1.6 PIERBURG 2е?
- Да есть один. Последний. 180 долларов.
Я замешкался, невыносимо «свербило» изнутри. Вдруг стало понятно, что если
не сейчас значит никогда. На кредитке был аванс в аккурат на заветную запчасть.
Решение пришло быстро, но слово проговаривалось с осмыслением сказанного:
- Покупаю, - выцедил я.
- Хорошо, сейчас соберем навесное - оставляй залог. –
привычно закончил продавец.
Я положил 600 000 на полочку и побежал снимать оставшееся.
Когда я вернулся меня ждал наполированный карбюратор выкрашенный свежей
бронзовой краской. Я расплатился.
Продавец сказал следующее:
- Когда будешь ставить?
- Да хотелось бы прямо сейчас!
Он взглянул на часы и сказал, - Так сейчас 2 часа дня.
Записывай номер. Зовут Анатолий. Едешь по Московскому до ГАИ потом направо
гаражный кооператив «Лада», гараж номер 40.
- А зажигание настроит? - вырвалось у меня.
- Конечно и денег возьмет по божески. Сделает на совесть,
езжай. Удачи тебе. Давай я сейчас его наберу…
- Толя!? Сейчас парень молодой к тебе подъедет, поставь ему
карбюратор и зажигание. Можешь? Ага ну все жди.
После разговора продавец пожал мне руку и сказал:
- Свой карбюратор снимай и неси мне завтра, я тебе за него
20-ку отдам тебе копейка не лишняя будет.
Я согласился и поспешил к машине. Через 30 минут был на месте… Гараж номер 40. Постучавшись я
вошел в чистый белый гараж, в котором с немецким порядком были разложены все
инструменты, а в смотровой яме была комната, где вообще оборудовали мастерскую.
В гараже стоял красный пассат б2 в идеальнейшем состоянии. Анатолий крутил на
нем карбюратор, заглянув под капот я чуть не прослезился. Дежавю, никак иначе -
100% совпадение всех частей: от двигателя до самых незначительных датчиков, все
как в родной джетте, только расположение не поперечное, а продольное. Кто ж
знал, что такая «проверка» на совместимость сыграет еще свою роль в сегодняшнем
вечере.
- Добрый день!
- Добрый…
- Поможете с карбюратором и зажиганием?
- Да.
Мы подошли к машине, я открыл капот. Мастер внимательно
осмотрел и сказал:
- Через час приходи забирай!
Но что то меня дернуло сказать, – Я останусь и помогу.
- Хорошо, - удивился он.
Я был в парадном, скинул куртку, надеясь, что работы не
много, что бы не запачкаться начал аккуратно работать. Было мерзко и холодно,
но грел горячий еще пока двигатель и горячая мысль о том, что сегодня я поеду
на другом автомобиле.
По мере обнажения из ящиков всего моего инструмента мастер
смотрел на меня все с большим уважением.
Разговаривая за жизнь я ловко и умело скинул карбюратор, так как делал это не раз. Поставили новый.
Через некоторое время попробовали завестись, но после неровных трепыханий
двигатель заглох и перестал заводиться. Началась проверка искры, от катушки до
свечных наконечников.
Сняли свечи… Я выкручивал их по одной, потом зачищали, мыли, сушили феном, а
потом прогоняли через какой-то аппарат, которых я до этого не видел. Свеча
закручивается и под давлением в нее начинает бить искра. Далее следует
дождаться пока сажа обгорит и не пойдут фиолетовые вспышки и так с каждой.
Потом вкрутили назад. Не заводится. Решили регулировать распределитель зажигания,
выставили ремень по меткам – завелась, поработала и заглохла. Мастер
подозрительно глянул на диафрагму опережения я прочитал его мысли. Я сам
подозревал, что ему давно пришел конец. Достав трубку я демонстративно дунул в
нее и сказал – Вакуума нет, - и с досадой заметил, - диафрагме писец!
Толя сбегал в гараж и принес новенький вакуумничек мне же
сказал снимать распределитель. Этот вакуумник оказался не его, а того парня с
рынка который мне продавал карбюратор (Поставлено все у них на ногу, один
снабжает клиентурой и запчастями другой восстанавливает старые карбюраторы).
Было решено, что с ним я рассчитаюсь завтра. Сняв все необходимое мастер
недоверчиво посмотрел на крепления диафрагмы и сказал что могут быть проблемы с
разборкой, на что я невозмутимо промолчал и просто сбрызнув шурупы проникающей
смазкой – открутил ненужную деталь.
Пока все собрали после прочистки и замены уже стемнело.
Бесконечная уверенность в сиюминутном решении вопроса потихоньку охлаждала
горячий пыл. Меня начала все сильнее и сильнее пронизывать дрожь от холода и
мастер заметив это принес мне какую-то грязную куртку и предложил
накинуть. Посмотрел еще раз на то, как я
отчаянно замерзшими руками капался под капотом и подбадривающе добавил:
- Я думал что я отчаянный… А нет… Есть еще люди, есть!
После установки всего на место завелись еще раз, обороты все
еще были неустойчивые, но двигатель оживал, пометив краской метки на шкивах
Толя достал стробоскоп и проверил опережение. Он смотрел на шкив, а я покручивая
распределитель выставляя зажигание от раннего к позднему и вот на самом интересном
месте, когда все казалось бы обошлось двигатель чмыхнул и застыл.
Прошел час, второй. Настроение падало. Анатолий хотел домой,
все были голодными, а у нас один нерабочий автомобиль вырос до двух не рабочих
автомобилей. Проверяя в очередной раз крышку распределителя и зачищая контакты
мы наконец заметили что нет центрального контакта – уголька на который идет
искра от катушки. Казалось, что это будет последним открытием на сегодня.
Ноги загудели от одной мысли о пешем переходе от гаража
домой под сыростью и слякотью. Анатолий приуныл. Сил не было, настроения тоже.
Десятый час вечера…
Пасат… Пасатик
… Б-второй. Молния рассекла разум – у нас же пассатик в гараже, а в нем
крышечка, заветная крышечка распределителя. А догадайтесь ка похожа ли она хоть
капельку на мою?
….
Согревая руки под теплыми потоками из дефлекторов в своей
джетте я потихоньку приходил в себя. Зажигание было выставлено по книжке с
нужными углами опережения. Такой ровной работы двигателя я не видел на этой
машине никогда, никаких плаваний холостых… Автоматика карбюратора с точностью
прогревала двигатель и при температуре антифриза в 75 градусов скинула обороты
до 1000 и это мать ВАШУ в АВТОМОТИЧЕСКОМ
РЕЖИМЕ!!! Когда это произошло я подумал что в машину вселился разум, разум
немецкого гения, который дремал в этом куске железа последние лет десять…
Я согласился прокатить Анатолия до дома. Гагарина! Путь не
близкий, тем более его супруга просила привести мешок картохи из гаража,
который уже уютненько расположился в моем багажнике. Мы договорились, что
встретимся завтра на авторынке, отдать 120 тысяч за всю работу и 80 000 за
крышку распределителя, которую теперь надо было купить для пассата- спасителя. Также я должен был отдать 20 долларов продавцу
карбюратора за диафрагму опережения, но на этот счет у меня была мысль – отдать
старый карбюратор в счет этой детали.
Установка карбюратора заняла 20 минут, а все остальное 6 (шесть) часов.
Я высадил своего карбюраторщика, пожал ему руку и поехал
домой, так плавно, так тихо… Ну, а дальше что?... А то что я не могу Вам
передать буквами на бумаге. Приезжайте
покажу, прокачу!!! 16 лет… из них 2 года у меня. Я думал что овощной разгон
из за которого мне страшно обходить фуры, которые едут 90 – это норма для
старушки джетты… Но тут вскрылись новые обстоятельства. Во первых у меня теперь
две камеры смесителя в карбюраторе и правильное зажигание. Все это выливается в
удар в спину при разгоне до 100… которого я никогда на этой джетте не ощущал с
рождения. Зажечь такую искру молодости, в этом стареньком авто, это стоило тех
200$...
Выезжая на проспект под мигающие желтые я позволил себе
хулиганство от которого участилось дыхание. Динамика, разгон, музыка, слезы.
Вспомнил дом. Эта машина единственный мостик в беззаботный мир детства. Я ехал
и смеялся, представляя как любой владелец старого фольксвагена, где бы он не
оказался. В кокой уголок нашей страны его бы не занесла судьба и где бы у него
не пропала искра - в дедовском гараже
найдется пасатик, который в донорском порыве поставит невезучего водителя на
ход.
Подъехав к дому меня ждал еще один аккорд, который стал
замечательной точкой этого дня, стрелка топлива с момента замены карбюратора оставалась
на месте, поворот ключа на нейтрали сразу заглушил двигатель без всяких
подергиваний и шума. Сработала диафрагма ограничителя дроссельной заслонки. В
горле першило, я уже понял что 6 часов в одном свитере на открытом воздухе под
дождем с мокрыми ногами – завтра же отразятся на столбиком ртути на градуснике…
Но это уже не важно, ведь быть отчаянным это глупо – но
благородно.
Прохватывая очередной круг по объездной еще раз удивился,
если автомобиль в 25 летнем возрасте приносит столько счастья и удовольствия,
каким же он был 25 лет назад…
На следующий день в назначенное время я передавал свой
старый карбюратор продавцу. Взаимозачетом он отдал мне вакуумник, который был
установлен еще вчера. Без движения денежных знаков, так сказать бартер
подкрепился рукопожатием. Что то было в этом по настоящему народное, от
момента покупки до установки и обмена.
- Ну как?- спросил продавец, - я вчера звонил Толику он
сказа что мучались до ночи?
- Да, но у меня теперь новая машина. - коротко отрезал я и двинул в сторону
парковки…
VW Dass Auto