понедельник, 25 ноября 2013 г.

27 - Пирбургский процесс, суд над холостыми, приговор вакуумнику, и новый порядок.

Я знаю все с нетерпеньем ждут еще одну главу  Немецкого гонзо. Наконец еще одна страница нашей истории была перевернута в свою очередь для меня она оказалась чуть ли не самой богатой на открытия тайн процесса внутреннего сгорания.

Моя самая дорогая спонтанная покупка.

Был выходной, пасмурный и хмурый день. Казалось, что сегодня ничто не способно скрасит это серый осенний четверг.

Проснулся я поздновато, как обычно, когда наконец приходила очередь моих считаных честных выходных. Потягивая утренний кофе я прикидывал чего полезного смогу сделать за оставшиеся часы светового дня. Вспомнилось, что в машине из 4 резинок подвески глушителя не осталось ни одной и болтающийся глушитель на всех неровностях звонко бряцал об заднюю балку; вспомнилось, что главной же проблемой и загадкой оставался карбюратор. Взгляд на часы еще раз утвердительно указывал на минимальный остаток времени на работу по устранению неполадок.

Дело было к обеду когда я вышел на улицу, сел в машину и собрался ехать на авторынок. Машина завелась как всегда быстро и я приготовился как обычно держать ногу на педали акселератора минут 5-6 … Столько надо было обычно времени, чтобы прогретый двигатель отыскал свои «нервные» холостые.

Прогрелся, глянул на стрелку топлива и сердце в который раз защемило тревожным боем: вчера заливал 25 литров, проехал тридцать километров и сжег где то 12-13 литров. Это было еще одной проблемой вытекающей из неразрешимых. Конечно это напрягало, отсутствие холостых, неровная работа прогретого двигателя, проблемы с заводкой «на горячую». Больше всего причиняло неудобство детонация после выключения зажигания. Если оставить рычаг коробки передач на «нейтрали» она будет дизиленговать бесконечно - ударяясь не ритмичными взрывами шатунов по коленвалу. Чрезвычайно вредная для ресурса двигателя болезнь, которую я наловчился «лечить» следующим образом: я включая первую передачу и как бы трогаясь  отпускал, «бросал» сцепление и одновременно отключал зажигание – машина под нагрузкой коробки передач глохла окончательно, хоть и с ударом по сцеплению. Такой способ эффективно боролся с болезненным дизелированием движка вместо того, чтобы ожидать пока ему «внезапно» самостоятельно вдруг не захочется заглохнуть. Кто то с ребят подсказывал, что такое поведение возможно если не правильно выставлено зажигание, что для меня пока было областью неизведанной и отходило к списку еще одной непреодолимой задачи.

Так же, обращая внимания на симптомы нестабильной работы «отца» карбюратора я заметил, что обороты двигателя не уменьшались при отсоединении трубки от ваккум-корректора зажигания, а это указывало на порванную диафрагму исполнительного механизма. Все это были предположения, лишь наброски мелькающих в сотый раз мыслей в моей голове. Сегодня же я ставил перед собой куда более простые задачи…

Приехал на рынок, а он то братка в двух шагах, как и все тут, заглушил. Пошел на к уже знакомым площадкам купил резинки, вроде пора и уходить, но ноги потянули в сторону карбюраторов. Еще раз я хотел посмотреть на решение всех моих проблем. Из Германии, отреставрированные. Точно такие же как и мой.

- Добрый день.

- Добрый!

- Карбюратор, на VW Jetta, 1.6 PIERBURG 2е?

- Да есть один. Последний. 180 долларов.

Я замешкался, невыносимо «свербило» изнутри. Вдруг стало понятно, что если не сейчас значит никогда. На кредитке был аванс в аккурат на заветную запчасть. Решение пришло быстро, но слово проговаривалось с осмыслением сказанного:

- Покупаю, - выцедил я.

- Хорошо, сейчас соберем навесное - оставляй залог. – привычно закончил продавец.

Я положил 600 000 на полочку и побежал снимать оставшееся. Когда я вернулся меня ждал наполированный карбюратор выкрашенный свежей бронзовой краской. Я расплатился. 

Продавец сказал следующее:

- Когда будешь ставить?

- Да хотелось бы прямо сейчас!

Он взглянул на часы и сказал, - Так сейчас 2 часа дня. Записывай номер. Зовут Анатолий. Едешь по Московскому до ГАИ потом направо гаражный кооператив «Лада», гараж номер 40.

- А зажигание настроит? - вырвалось у меня.

- Конечно и денег возьмет по божески. Сделает на совесть, езжай. Удачи тебе. Давай я сейчас его наберу…

- Толя!? Сейчас парень молодой к тебе подъедет, поставь ему карбюратор и зажигание. Можешь? Ага ну все жди.

После разговора продавец пожал мне руку и сказал:

- Свой карбюратор снимай и неси мне завтра, я тебе за него 20-ку отдам тебе копейка не лишняя будет.

Я согласился и поспешил к машине. Через 30 минут был на месте… Гараж номер 40. Постучавшись я вошел в чистый белый гараж, в котором с немецким порядком были разложены все инструменты, а в смотровой яме была комната, где вообще оборудовали мастерскую. В гараже стоял красный пассат б2 в идеальнейшем состоянии. Анатолий крутил на нем карбюратор, заглянув под капот я чуть не прослезился. Дежавю, никак иначе - 100% совпадение всех частей: от двигателя до самых незначительных датчиков, все как в родной джетте, только расположение не поперечное, а продольное. Кто ж знал, что такая «проверка» на совместимость сыграет еще свою роль в сегодняшнем вечере.

- Добрый день!

- Добрый…

- Поможете с карбюратором и зажиганием?

- Да.

Мы подошли к машине, я открыл капот. Мастер внимательно осмотрел и сказал:

- Через час приходи забирай!

Но что то меня дернуло сказать, – Я останусь и помогу.

- Хорошо, - удивился он.

Я был в парадном, скинул куртку, надеясь, что работы не много, что бы не запачкаться начал аккуратно работать. Было мерзко и холодно, но грел горячий еще пока двигатель и горячая мысль о том, что сегодня я поеду на другом автомобиле.

По мере обнажения из ящиков всего моего инструмента мастер смотрел на меня  все с большим уважением. Разговаривая за жизнь я ловко и умело скинул карбюратор,  так как делал это не раз. Поставили новый. Через некоторое время попробовали завестись, но после неровных трепыханий двигатель заглох и перестал заводиться. Началась проверка искры, от катушки до свечных наконечников. Сняли свечи… Я выкручивал их по одной, потом зачищали, мыли, сушили феном, а потом прогоняли через какой-то аппарат, которых я до этого не видел. Свеча закручивается и под давлением в нее начинает бить искра. Далее следует дождаться пока сажа обгорит и не пойдут фиолетовые вспышки и так с каждой. Потом вкрутили назад. Не заводится. Решили регулировать распределитель зажигания, выставили ремень по меткам – завелась, поработала и заглохла. Мастер подозрительно глянул на диафрагму опережения я прочитал его мысли. Я сам подозревал, что ему давно пришел конец. Достав трубку я демонстративно дунул в нее и сказал – Вакуума нет, - и с досадой заметил, - диафрагме писец!

Толя сбегал в гараж и принес новенький вакуумничек мне же сказал снимать распределитель. Этот вакуумник оказался не его, а того парня с рынка который мне продавал карбюратор (Поставлено все у них на ногу, один снабжает клиентурой и запчастями другой восстанавливает старые карбюраторы). Было решено, что с ним я рассчитаюсь завтра. Сняв все необходимое мастер недоверчиво посмотрел на крепления диафрагмы и сказал что могут быть проблемы с разборкой, на что я невозмутимо промолчал и просто сбрызнув шурупы проникающей смазкой – открутил ненужную деталь.

Пока все собрали после прочистки и замены уже стемнело. Бесконечная уверенность в сиюминутном решении вопроса потихоньку охлаждала горячий пыл. Меня начала все сильнее и сильнее пронизывать дрожь от холода и мастер заметив это принес мне какую-то грязную куртку и предложил накинуть.  Посмотрел еще раз на то, как я отчаянно замерзшими руками капался под капотом и подбадривающе добавил:

- Я думал что я отчаянный… А нет… Есть еще люди, есть!

После установки всего на место завелись еще раз, обороты все еще были неустойчивые, но двигатель оживал, пометив краской метки на шкивах Толя достал стробоскоп и проверил опережение. Он смотрел на шкив, а я покручивая распределитель выставляя зажигание от раннего к позднему и вот на самом интересном месте, когда все казалось бы обошлось двигатель чмыхнул и застыл.

Прошел час, второй. Настроение падало. Анатолий хотел домой, все были голодными, а у нас один нерабочий автомобиль вырос до двух не рабочих автомобилей. Проверяя в очередной раз крышку распределителя и зачищая контакты мы наконец заметили что нет центрального контакта – уголька на который идет искра от катушки. Казалось, что это будет последним открытием на сегодня.

Ноги загудели от одной мысли о пешем переходе от гаража домой под сыростью и слякотью. Анатолий приуныл. Сил не было, настроения тоже. Десятый час вечера…

Пасат… Пасатик … Б-второй. Молния рассекла разум – у нас же пассатик в гараже, а в нем крышечка, заветная крышечка распределителя. А догадайтесь ка похожа ли она хоть капельку на мою?
….
Согревая руки под теплыми потоками из дефлекторов в своей джетте я потихоньку приходил в себя. Зажигание было выставлено по книжке с нужными углами опережения. Такой ровной работы двигателя я не видел на этой машине никогда, никаких плаваний холостых… Автоматика карбюратора с точностью прогревала двигатель и при температуре антифриза в 75 градусов скинула обороты до 1000 и это мать ВАШУ в АВТОМОТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ!!! Когда это произошло я подумал что в машину вселился разум, разум немецкого гения, который дремал в этом куске железа последние лет десять…

Я согласился прокатить Анатолия до дома. Гагарина! Путь не близкий, тем более его супруга просила привести мешок картохи из гаража, который уже уютненько расположился в моем багажнике. Мы договорились, что встретимся завтра на авторынке, отдать 120 тысяч за всю работу и 80 000 за крышку распределителя, которую теперь надо было купить для пассата- спасителя. Также я должен был отдать 20 долларов продавцу карбюратора за диафрагму опережения, но на этот счет у меня была мысль – отдать старый карбюратор в счет этой детали.

Установка карбюратора заняла 20 минут, а все остальное 6 (шесть) часов.

Я высадил своего карбюраторщика, пожал ему руку и поехал домой, так плавно, так тихо… Ну, а дальше что?... А то что я не могу Вам передать буквами на бумаге. Приезжайте покажу, прокачу!!! 16 лет… из них 2 года у меня. Я думал что овощной разгон из за которого мне страшно обходить фуры, которые едут 90 – это норма для старушки джетты… Но тут вскрылись новые обстоятельства. Во первых у меня теперь две камеры смесителя в карбюраторе и правильное зажигание. Все это выливается в удар в спину при разгоне до 100… которого я никогда на этой джетте не ощущал с рождения. Зажечь такую искру молодости, в этом стареньком авто, это стоило тех 200$...

Выезжая на проспект под мигающие желтые я позволил себе хулиганство от которого участилось дыхание. Динамика, разгон, музыка, слезы. Вспомнил дом. Эта машина единственный мостик в беззаботный мир детства. Я ехал и смеялся, представляя как любой владелец старого фольксвагена, где бы он не оказался. В кокой уголок нашей страны его бы не занесла судьба и где бы у него не пропала искра -  в дедовском гараже найдется пасатик, который в донорском порыве поставит невезучего водителя на ход.

Подъехав к дому меня ждал еще один аккорд, который стал замечательной точкой этого дня, стрелка топлива с момента замены карбюратора оставалась на месте, поворот ключа на нейтрали сразу заглушил двигатель без всяких подергиваний и шума. Сработала диафрагма ограничителя дроссельной заслонки. В горле першило, я уже понял что 6 часов в одном свитере на открытом воздухе под дождем с мокрыми ногами – завтра же отразятся на столбиком ртути на градуснике…

Но это уже не важно, ведь быть отчаянным это глупо – но благородно.

Прохватывая очередной круг по объездной еще раз удивился, если автомобиль в 25 летнем возрасте приносит столько счастья и удовольствия, каким же он был 25 лет назад…

На следующий день в назначенное время я передавал свой старый карбюратор продавцу. Взаимозачетом он отдал мне вакуумник, который был установлен еще вчера. Без движения денежных знаков, так сказать бартер подкрепился рукопожатием. Что то было в этом по настоящему народное, от момента  покупки до установки и обмена.

- Ну как?- спросил продавец, - я вчера звонил Толику он сказа что мучались до ночи?
- Да, но у меня теперь новая машина. -  коротко отрезал я и двинул в сторону парковки…



VW Dass Auto