Американский гонзо /


 "Но,но,но сэры. Вы ничего не понимаете. Форд 1936 года лучше Каддилак 1926"
"Одноэтажная Америка" Ильф и Петров



2012
I

История этого автомобиля весьма запутана. Толком не понятно откуда он сюда смог попасть. Перескочить с типичного континента, где можно вдоволь заправляться на газолиновых заправках, бороздить тысячи миль ровных как стекло хайвев. Окунаться в тихоокеанское дуновение ветра, а спустя несколько дней точно так же в атлантическое. Мерятся силой среди подобных собратьев. Обслуживаться на фирменном сервисе. И вообще очень уверенно и уютно чувствовать себя уж точно не «белой вороной».
На сколько мне известно. Одного мистера пригласили с дружественным визитом в Германию. Было нелегко отказаться от типичного «американского комфорта», да визит должен был продлиться не один год. На тот момент, данный автомобиль был одним из лидеров автомобильного рынка. В конце восьмидесятых конструкторская мысль давало человеку все, что было необходимо. В том числе и кондиционер, гидроусилитель, электропакет и даже автоматическую коробку. Данный экземпляр при всем наборе различных вкусностей был вполне себе экономичным автомобилем перенесшим 2ю генерацию и возможно частично лишен конструкторских недоработок (куда ж без них). 1.9 литровый двигатель с моновпрыском позволял развивать 90 л.с. Кузов был полностью оцинкован и при должной эксплуатации позволял сопротивлялся атмосфере, как на северном, так и на южной части континента. Таким образом подстреливая навылет сразу двух оклахомских зайцев. Наличие полностью независимой подвески с одной стороны требовало аккуратности в эксплуатации, с другой стороны управление становилось более плавным и прогнозируемым. В технические тонкости не будем вникать. Скажем одно. Для автомобиля «гольф-класса» комплектация автомобиля была впечатляющей.
Значит попал он на немецкие автобаны. Даже почтенно стал членом клуба ADAC, хотя по базе пробить не получилось. Не беда. Аварии? Аварии все же были. Передний бампер с внутренней стороны пронумерован 1993, возможно его меняли по какой то причине. Что еще? Перегонщик подошел к продаже основательно, выкрутил стандартную магнитолу, выкрутил задние динамики (а акустика была что надо) и о чудо стандартную панель багажника заменил на обклеенное велюром ДСП. Взору будущего покупателя это не показалось странным, мало ли.
Какими дорогами он попал на запад Европы неизвестно. История рассказывает о том, что первое знакомство с автомобилем было сродни полету в космос. Передачи переключать не надо, руль крутится одним пальцем, вместо шума нажатая педаль газа совершает разгон, а педаль тормоза прогнозируемую остановку. Как нельзя было без опыта не согласиться с данным экземпляром? Он просто вскружил в голову.
II

Знакомство нашего героя было, неожиданным. Ранним утром 1998 года было поставлено четкое задание, купить авто-шампунь. Странно подумал я, автошампунь, зачем нужен автошампунь? Ведь у нас ЗАЗ-968М «желтого» цвета, ему никогда не нужен был «автошампунь», а тут вдруг надо и все. Подметил, но задание выполнил с честью.
После завтрака, а по субботам у нас творог с изюмом, булочка и кружечка горячего кофе с молоком. Мы с братом разминали пальцы проходя очередной картридж игры на приставке. Если память мне не подводит это было исполинская UFA A5000 в форме диска «НЛО».
Вдруг мама приходит и говорит «Мы купили машину» идите в гараж. Ну, что можно было сказать. Мы молнией бросились на улицу. Пробираясь через соседские дворики по направлению к гаражу. Ворота были приоткрыты, а там стояло что то непонятное, пыльное. Но с явным вишневым оттенком. Я сел за пассажирское сидение и сразу задал вопрос «а стекла подымаются с кнопки»? Но они не подымались с кнопки, ручной привод, но это было тогда не важно. Глядя назад я удивляюсь сдержанности и решительности с которой нас просто так без наставлений подпустили к этому автомобилю. Мы даже ничего не успели сломать:). Тут была кассетная магнитола, что после АМ радио «Запорожца» было верхом инженерной мысли...
Откуда деньги в кризисном 1998 году? Бабушка продала дом и начала жить с нами. Но не суть.
Первый тест драйв был в направлении Рацкого Бора с полным салоном пассажиров на борту. Я мало тогда понимал в иномарках (думаю и сейчас не сильно лучше), но различия были. Особенно на лице водителя. Кто бы мог представить, что когда то еще «советский врач» вот так вот просто будет ехать за рулем детища «толерантного» американского автопрома. Если Волга 24 универсал была идеалом автомобиля, а тут совершенно другое измерение. Тем более после ЗАЗ968М с ручным управлением, где акселератор был на руле и всю дорогу большие пальцы держали подачу и угол дроссельной заслонки...Тут же была автоматическая коробка передач, то чего на 2012 год стандартно так и не появилось ни на одном брендированном отечественном автомобиле. Не по прихоти, а по необходимости.
Многочисленные поездки на большие расстояния показали о плюсах и минусах автомобиля. Так же это был первый опыт общения с автомобилями подобного класса и философии. Первая ступенька в эру современных автомобилей.
Для нас же автомобиль стал ореолам запретности, что в общем то правильно. Был у него еще один недостаток, он был редким. Оригинальные запчасти на то время были очень, очень дорогие и все требовало времени. Спустя семь лет, автомобиль был поставлен в гараж на длительное хранение и дальнейшая эксплуатация была поставлена под сомнение. Ремонт дорог и вложения для всего лишь передвижения дом-работа были неоправданным. Самое главное, что надежду оставили. И вот уже спустя семь лет потихоньку восстанавливаем былую удаль. Это конечно авантюра, общественны транспорт нашего героя вполне устраивает, но свои колеса тоже ничего. Тем более с такой незабываемой историей.
III

Забирай! Сказали мне. Сделаешь будешь ездить. Раньше нельзя было дотрагиваться до лакокрасочного покрытия (пальцы, поцарапаешь, нельзя). Теперь же забирай. А что имеем? Ломаный шатун. Поцарапанная гильза цилиндра и усЁ. Ну в коробке масло поменять, ну ШРУСы и все технические жидкости заменить. Тем более второй двигатель был мало того что найден, так еще снят с донора, приобретен и доставлен.
Я поначалу думал ничего не получиться. Но знакомясь все больше с проблемой понял, что все в порядке. Находилась литература, находились аналоги. Кое что конечно пришлось заказывать «оттуда». Хотя можно было бы поехать на МОРА, Морачка мое МОРА эх. Понимаешь если бы я там жил, под боком бы и крутил, а так. Сам пойми я не паникёр, но поначалу думалось НЕТ НИЧЕГО НЕ ПРОЙДЕТ.
Лето, каждые выходные одевал костюм хичхакера. Рюкзак, солнечные очки и обветренное лицо были подставлены лучам палящего солнца. Самый оживленный участок автострады - первая стометровка после кольцевой автодороги окаймляющей столицу дышала автомобильной гарью. 200 миль на север и я дома. Ключи от комнаты у меня всегда при себе, но ночую у друзей так проще и они не в обиде, что не заехал. Постепенно было привезено все самое необходимое. Отмыто самое грязное. Зачищено самое заржавелое. Заменено худшее.
Вечера проводил с друзьями на кухне, на берегу бесчисленных озер, а засыпая мечтал о будущих еще далеких планах. Более важных, чем сегодня предстояло решить. Конечно любой другой уже давно бы решил все проблемы и много раньше поставил все на правильный ход. Но это было бы совершенно другая история.
IV

Пилотируемую программу Спейс шаттл еще ожидала история. Мичеганские инженеры из суровых 80х закончили последние дорожные испытания. Автомобиль уже неделю, как поступил в продажу…
Раннее утро без суеты. Еще тепло и время туманов не наступило. Мой первый автомобиль ожидает меня на стоянке. Отполированные бока переливаются вишневой глубиной. Еще буквально вчера нам дали зеленый свет на станции государственного технического осмотра и уже сегодня я себе могу позволить первый выезд в свет.
Бесшумно открытая ключом дверь приветливо ждет в свои объятия "автоматическими ремнями безопасности".
Пуск двигателя, первые секунды прогрева. Автомобиль занят тестированием самого себя, меня же надежно пристегивает, готовясь к выезду. Город еще не проснулся, мы заранее решили чуть пораньше выбираться на работу, чтобы успеть насладиться свободой передвижения…
Мне некуда спешить, плавное переключение передач, прерывистые сигналы "красными" задними фонарями озаряют каждый новый поворот. Магнитола молчит, с сегодняшнего дня, мы начинаем привыкать друг к другу. Мощный гитарный риф будет потом…

В воздухе очередной самолет заходил на посадку в аэропорта нашего городка. Среди его пассажиров была гостья, которую я должен был встретить. Правая нога чуть больше продавила педаль подачи топлива, стрелка тахометра прыгнула вверх и скорость начала плавно увеличиваться. Небольшой рывок и мощный копотный тягач Peterbilt остался позади. Уверенно, без натянутой улыбки в душе радуюсь каждому километру проведенному за рулем своего первого автомобиля. Суть происходящего не на обертке, а внутри. То, что нельзя покрасить, заменить, доработать да и незачем. Силуэт закончен, целостен и един. Такой, каким задумывался с таким водителем, каким предполагался. Мы вместе резали тенью дорожную разметку, сегодня и сейчас…

Свет фар продолжал вырывать из пространства очередные куски дорожных знаков. Непонятная ностальгия о прошлом, которого никогда не было. У нас не колесят Peterbilt и прочие непременно капотные тягачи, да и отношение к космическим программам не имеем возможности даже подержаться… Я возвращался домой, знакомый ездит каждые выходные и учтиво частенько берет меня на борт. Мерседес есть мерседес, но в багажнике. В багажнике вместе с нами едут новые запчасти. Кое что по подвеске и ходовой части. Благо двигатель уже установлен, подключение и настройка в процессе. Раз за разом восстанавливаем до первоначального варианта. Через всю страну, уезжая и снова возвращаясь. Для чего? Для души, без выгоды. Чтобы представить себя инженером NASA едущего из института на ланч домой, а такое было, ТАДАаа! А сегодня этого нет, а так хочется.

2013
IV

В 1981 году мы ездили на отдых в маунтин ривер. Тогда мне довелось впервые попасть за руль Escort. Стоимость топлива в то время зашкаливала и люди в общей массе свои кредитные многолитровые монстры типа supercharger меняли на что нить более экономичное. Тысячи мустангов, гранд торино, камаро шли на металлолом уступая место еще одиночным представителям японского, немецкого рынков. Философия толстосумов из Айовы начинала знакомиться с чуждыми, но годными к жизни философиями древнего востока и западной Европы.
Компании форд было нелегко понимать положение ужимая метры не на миллиметры, а на десятки сантиметров. Снова второпях вкладывать нефтедоллары в разработку подходящих решений. 1,6 литровый двигатель впихнутый в классический кузов помеси мустанга, капри и чего то еще нехотя тянул в гору. Еще не было ни автоматической коробки ни других вкусностей. Сплошная механика и простота барабан. Мало того, что двигатель изначально слаб, так еще и коробка передач доставляла трудности. Третья передача не подходила для подъема, на второй же двигатель шел в разнос. Жара и отсутствие кондиционера, раскаленный двигатель, работающий на пределе, делали движение трудным, медленными и невыносимым. Выбирая небольшие карманы на подъеме, приходилось по многу раз останавливаться, чтобы дать двигателю остыть, да и самому размять затекшие конечности. Размер салона по сравнению с автомобилями прошлых лет значительно уменьшился как в длину, так и в ширину. Теперь вытянутся во весь рост было проблематично. Мягкие сиденья не давали шансов ни спине ни ягодице. Одной единственной поездки было достаточно, чтобы испепелить желание купить форд. В полнее под силу можно было найти на рынке и хонду и даже, новый Фольксваген Гольф.

По долгу службы мне приходилось быть в курсе новых разработок. Спустя некоторое время появились слухи, что форд готовит новый двигатель совместно с японцами, но по видимому, что то не заладилось и второпях им пришлось самостоятельно браться за работку.
Очередной отпуск провел в Калифорнии. Привычке приезжать налегке в этот раз я не изменил. У дилера за небольшую сумму всегда можно выбрать любую понравившуюся модель. Соблазн был велик, но тогда меня интересовала только одна модель: обновленного, помолодевшего эскорта. Обновления коснулись практически всего. Квадратность и топорность сменилась круглыми линиями новых бамперов, панелей кузова. Новый двигатель 1,9i c моновпрыском вместо прежних 60 сегодня выдавал все 80 л.с., что уже давало хоть какую то надежду. Появился кондиционер – теперь жара была не страшна. Правда в стандартную комплектацию он не входил, по этому за установку дилер брал несколько десятков долларов сверху. Стандартные колеса 13” дюймов сменились на куда более лаконичные 14”. Фирменной фишкой не только для форд, но и для других компаний стало появление самозатягивающихся ремней безопасности. На процесс их работы можно было смотреть бесконечно, кто никогда не пристегивался ждало разочарование с другой же стороны не надо было больше думать о них они сами всегда по программе заботились о тебе.
Как раз в прокате появилась одна такая модель с автоматической коробкой передач. Не долго думая взял такую и себе. Недельный вояж, полный салон людей и вещей по полной позволили раскрыть потенциал обновленного-нового автомобиля. Машина стала резвее, стало прохладней, но управляемость, подвеска лучше не стала. Как на телеге – постоянный стук откуда то снизу раздавался даже тогда, когда поверхность на вскидку была абсолютно ровной. По прямой еще кое как, но в поворотах, а тем более на извилистых подъемах было плохо, совсем плохо. С полным салоном людей и поклажи весь запас мощности и новшеств исчезал и машинке приходилось не легко. Двигатель был тяговит, но не резв и про обгоны на открывшихся участка не могло быть и речи.

Спустя два года появилась автомобиль прошел еще одну стадию омоложения. Дефекты и прочая мелочевка была устранена. Конечно всем было понятно, что битва за флаг проиграна, но тем не менее за два года было продано больше чем за весь предыдущий срок. Простота конструкции и качество после покупки не один год радовала своего владельца. Крепкий металл покрытый качественным лакокрасочным покрытием долго не терял своей прочности, а при уходе на годы вперед не изменял изначальный облик. Пластиковые бамперы, гидроуселитель, круиз-контроль и более мощная линейка двигателей сделали неплохую прибавку к комфорту водителя. Мне правда довелось все го лишь один раз провести в салоне обновленной модификации и то как пассажир. По лицу же водителя я понял все, когда он включил музыку и мы пошли на обгон канадского Кенворта.

Времени прошло порядком. Автомобили меняли концепцию, дизайн, техническую начинку. Суть же осталась одна – передвижение. Нет ничего лучше нового автомобиля. Он экономичен, он современен, его история только начинается вот у этого дилера, вот у этого километрового столба. Когда же смотришь на автомобили прежних лет, поколений в хорошем техническом состоянии понимаешь, что это уже не автомобиль, как суть, это больше похоже на памятник, на летопись неизвестного водителя. Может надо побыстрее избавляться от этой летописи? Не знаю.  С экономической точки зрения не оправдано, безумно и дорого, но что то тянет к таким вот корчам, найти хозяина, выслушать его истории, внимательно записать все и рассказать в летописи одного автомобиля, одной автомобильной эпохи.

VI


Легкий туман спокойно перекидывался через проезжую часть, заслоняя собой часть уходящего вдаль поворота. Треск лягушек и крик проснувшегося петуха бодро раскручивали новый день.

Город продолжал спать. Лишь редкие прохожие и автомобили спокойно, в полудреме возвращались домой.

Из поворота подминая под себя туман вынырнул сначала один объект на «эстонских» номерах, за ним, четко следуя в колене, проследовал не менее чуждый следующий по счету. Пограничный переезд уже позади, а на горизонте маленький городок, притаившейся вдалеке от всего остального мира.

Закрыв за собой дверь, тихонько проворачиваю дверной замок. Верный пес уже успел обежать весь двор и сделав «дело» покорно ожидал на дорожке ведущей к калитке. Сегодня ты поедешь со мной! Часы показывали приличный запас времени. Соблюдая осторожность и тишину мы вместе с Дарли обегали соседские дворы. Подымаясь в горку по протоптанной дорожке от удовольствия нашептывал очередную песенку.

Сумку в багажник. Собака на штурманском месте. Ключ зажигания на старт. Стрелки приборов в тестовом режиме обежали полукруг и вернулись назад, панель индикации мигнув диагностическими лампочками одобрила запуск.
Ближний свет фар достал до самого забора. За спиной ворота не спеша закрывают темнеющий проем. Стрелка температуры двигателя пока не думает сдвигаться и мы даем ей разобраться в этом вопросе. Аналоговая магнитола находит свою волну. Не спеша трогаем…

Парочка влюбленных незаметно расположилась в недрах деревянной автобусной остановки у самой кромки дороги. Встретить зарю с любимым человеком дорого стоит. Просто красиво, свежо и здорово. Немного погодя с самого горизонта, прорезая дорогу светом фар, медленно приближалась колонна. Седаны, минивены, проходимцы, подборка на любой вкус. Хром, никель, белые боковины шин. Не то чтобы это было удивительно, просто подборка техники была не обычной для данного времени и места. Под гул многолитровых, многоцилиндровых двигатель, поднимая сонную пыль, колонна вступила на дамбу, ограждающую город от тихой водной глади озерного берега.

Повернув на развилке остановился на обочине. С минуту на минут в зеркале заднего вида должны были загореть огни. На секунду ожидающий взор перекинулся на автобусную остановку, стоящую на противоположной стороне дороги, студенты, романтика…
Блик света захватил внимание, а вон и они. Поеду последним, как и договаривались. Селектор терпеливо ожидал в положении «DRIVE». Правая нога педалью «Brake» сдерживала металлические, заокеанские лошадиные силы.

Колонна прошла вперед меня, просигналив всевозможными клаксонами. Пора. Еще раз посмотрев назад, машинально перенес ногу на правую педаль и быстро покачав рычагом поворотника добавил оборотов. Вишневый силуэт покорно следую командам своего водителя вместе с вещичками и верным другом замкнул строй. Мой первый слет, смотр, автомобильной техники. Пусть еще 250 км впереди, но я думаю это того стоит.



Парочка уже смотрела в другую сторону и прощалась с красными габаритами последнего автомобиля колонны. Чего только не увидишь, если окажешься в нужную минуту в нужном месте…

Парочка уже смотрела в другую сторону и прощалась с красными габаритами последнего автомобиля колонны. Чего только не увидишь, если окажешься в нужную минуту в нужном месте…


VII


Бездельничать не работать. Хотя блин, в кожанке, на голове шапка Спорт. Радио Культура отбивает Шуберта. Капот стоит у задней стенки гаража. Солнце светит прямо и четко. Все видно. На лобовом стекле, поверх ровного слоя пыли, лежит закрепленный лист инструкции по установке педали подачи топлива. Ехидно поглядывая на листик и левой рукой придерживая горячий стаканчик кофе из Старбакса в мыслях укладываешь технологическую схему сборки сего устройства. Еще только 1200 и времени достаточно.

С самого утра и до самого вечера пробираясь в дебрях технологических схем и элементов, перебирая каждый болтик, зачищая каждый очаг коррозии до самого металла потихоньку шла сборка. Компанию составляли лишь постоянно бубневшее радио, постоянно снующие соседские коты, да прохожие без интереса минующие возле въезда в гараж.

Лишь перерывы на обед и ужин останавливали процесс. Только после захода солнца все останавливалось, складывалось и укрывалось в уборные ящички, кейсы. После чего моторный отсек укрывался белой простыню и до самого утра оставлялся в покое.
Возвращаясь домой, все приводилось в порядок, мылилось и что есть сил счищалось в раковину умывальника. Грязное на чистое и снова из дома.

На этот раз к друзьям, оставленных на целый день заниматься по вольной программе. В отличие от меня они занимались культурным исследованием жизни нашего городка. Занятия гимнастикой, настольным теннисом, прогулками на свежем воздухе. Только вечерами я добирался до второй части недельной программы восстановления. Утром по локоть в механике, вечером с головой в культуре, естественно не забывая перекусить чем нить вкусным.



Раз за разом, как пазл все складывалось на свои мест. В тот день ветер трепал на крыше кусок жести, а я уже по самую горловину заливал охлаждающую жидкость. Всю ночь, ожидая событий, взятый у соседа в аренду аккумулятор трубил, через дренажную трубку, выделяемым водородом. Эх, как же я этого долго ждал, хотя где нигде понимал, что это далеко не все. Сам по суди вся ходовая и рулевое требовало тщательного осмотра и замены новыми запчастями. Тех самих, что с родины Кукурузы, замордавского района США.

Запороли. После прокрутки стартера из двигателя начал раздаваться, что то на подобие хруста и не успев сделать, что либо мы таки запороли очередной двигатель. Начинай сначала. Сливая жидкости, снимай выпуск, откручивай поддон, а там уже вскрытие покажет.

Энтузиязм. А что покупать то? Кругом ламье, там хрэн яго знает, что надо менять. А так вроде куда то движимся. Тем более деньги вкладываются не в катафоты и музычку, а чтобы ехала родимая. Если даже с такими проблемами (плохо работающем карбюраторе, не подтянутой сошкой и сброшенной фишкой вентилятора) мы пятьсот километров проехал, ну ладно 250, но ведь проехали. Получили тонны опыта, тонны. Никто никогда про это все не расскажет не объяснит, что значит остановить машину и попросить насоса. Никто не объяснит, что перегрев мужики это опасно и ни в коем случае нельзя до него допускать. Все запчасти можно достать, а это еще 300 баксов... Но для того, чтобы он поехал, надо решить глобальные проблемы, подымать голову, смотреть на кольца и тп. Вообщем наломал дров...но пронестись с открытым капотом по проселку я смогу, я сделаю это. Машина это не плохо, но у меня другой цели в жизни нет, хоть это ламье починю. А там посмотрим... 


 IIX

Диагноз ясен. Ты сатри, а чертяки, этош надо было в цилиндре металлическую шайбу потерять. П..п..патерялася я, мама. 

Вся как блин, расплющенная, кривая. Ребята конечно молодцы, не найдя одну шайбу поснимали со всех остальных. Коренным досталось? А шатунным? Но компрессия была. Двигатель прощает, ох как прощает ошибки.

Занятый восстановительными работами по снятию нагара со всего и вся, не заметил как подкатили друзья. Один в поле не воин, а когда с другом все становиться ясней, четче и надежней.

- Раз уж разобрал все, так разберись  что ничего более не надо менять. Смотри в генераторе щеточкам то уже все. Ты сколько ездить хочешь?

- Долго, тыщ 100000.
- Меняй, тем более копейки. За одно и подшипники, смотри как гудят, лишним не будет поверь!
- Стартер смотрел? Посмотри, там втулки могут быть разбиты, да и щетки тоже могут быть порядком подизношены. Еще смажь все, потом меньше вопросов будет. Смотри у меня вот в таком тюбике смазка Castrol, что то на подобие "графитки", вопросов никаких. Высоковольтные провода под замену, ты же не хочешь, чтобы в сырую погоду изоляцию пробивало? Ну и само разумеюще крышка распределителя и бегунок, капейки, но результат будет отчетлив.

- Справишься! Вижу что идет работа. 

И сев в свою тачку укатили. Ну что веселей, запчасти приедут дадим жизни, ох как дадим.

 IX

Добавив в ковш с водой немного хлебного кваса, осторожно словно капли из живительного источника не спеша начал выливать на раскаленные камни. Пар подымался к потолку ровным слоем стремился занять всю площадь баньки.

Пот, проступая каплями, спасал от жары. Пусть уже весна, но еще на озере лежит лед и становить, как то не по себе. Субботний вечер, хорошо протопленная банька и планируемый, готовящий в пору ужин согревали и души и тело до самой последней косточки.

Забежав в дом, не разуваясь побежал за полотенцем. Баня уже готова! Я первый! – и плотно закрыв входную дверь скрылся на улице.

Стараясь не шевелиться, медленно вдыхал горячий воздух. На самом верхнем полку, под сводом потолка, ощущал себя как покоритель Эвереста, который пробрался таки выше облаков и пытается понять, что есть что. Запах альпийских смол вперемешку с эфирными маслами тонизировал каждый сантиметр кожи. Мысли вместе с потом очищали тело от недоброжелателей и всякой ненужно шелухи. Почти 75 говорил градусник. Чуть нагнувшись зачерпнул немного водички, меткий бросок и столб пара начал штурмовать очередные высоты.

Выбежав в предбанник, слегка приоткрыв дверь ловил свежие глотки воздуха, пробирающегося через завесу пара. Брусничный компот охлажденный как раз к стати стоял в глиняном кувшине на скатерти у самого окна. Легкие глотки восполняли водный баланс, питая даже самые ленивые и никчемные клетки моего организма. Вода, как много смысла в ней. Глоток глотком, а если под микроскопом похлеще реактора АЭС хотя кто его знает. Организм остывал и требовал продолжения.

Березовый веник сегодня хорош, вот что значит вовремя их заготавливать в конце июля, когда в ветках есть смола, когда срезав ветки остаются все элементы, удерживающие каждый листок при любых условиях эксплуатации. Войлочная шапка, прикрывала макушку от горячих волн проходящего мимо веника. Интересно, что бы сказал Клинт Иствуд, когда узнал бы, что американские автомобили уважают и ценят далеко не в Америке возводя в культ личной свободы и независимости. Что бы он сказал увидя колонны байкеров на рычащих и фыркающих харлеев. Наверно он бы улыбнулся, чувствуя и понимая, что хоть где то остались настоящие патриоты.. Я бы хотел услышать от него вопрос: Я слышал у вас тоже есть производители различной техники, причем с весьма значительной историей почему её не продвигать, почему не ей вдохновляться? Ведь в процессе её создания участвовало большое количество профессионалов причем своих, не заграничных, а тут на тебе вдохновением чужим, почитание чужого.

Поднимешь мистер Иствуд народ хочется прикоснутся к легенде, легенде которую можно достать в соответствии с суммой лежащей в кармане. У них там за кордоном, что не вещь так легенда вот как маркетологи работают. Наши товары лишены праздника, хотя вроде и исполняют функционал на все 100. Но ведь хочется праздника, комфорта и легенды пусть на словах. Ладно на словах, так ведь на деле оказывается лучше молчаливых и тут уже вообще хочется плакать. А легендой обвалокано все, что мы видим на чужих рынках, товар завоевал своего потребителя.

Денег не много, но мы все же все доведем. А цель? Доехать до Владивостока и вместе с паромом попасть в Калифорнию, а от туда до Великих озер. Чтобы вот так вот заглушив двигатель на площадке специально оборудованного кемпинга, расставить палатку и провести хотя бы одну ночь, на берегу одной из легенд, приехав туда на еще одной легенде. Подом выставить транспорт на аукцион и успешно сбыв его вернуться домой, завершая кольцо кругосветного путешествия. Слабо? Не кисло? Надо много сделать, найди средства, подготовиться и морально и физически. Все разложить по полочкам, чтобы не попасть в перепряжки, но все будет и надо будет всецело готовым быть.

X

Машина 1989 года, а в ней и кондер, и абсорбер, и EGR. Я хотел бы посмотреть покупателя 1989 года тогда и сегодня в 2013 году. Спросить его, поговорить с ним. Было бы просто замечательно.

Ты только представь если автомобили имели такую начинку значит люди этого заслужили. Значит, кто то задумался, что эта опция будет необходима и мало, того, что она будет необходима её еще, кто то спроектирует, изготовит и отладит. Еще кто то будет обслуживать, а кто то естественно пользоваться.

Который день сижу в гараже и понимаю, что я не должен этого делать. Мне надо иди и зарабатывать деньги, учиться да и вообще заниматься более эффективным и продуктивным занятием. Но душа, вернее воображение, говорит – это круто чувак, хотя сам понимаешь, круто и нормально это когда ты приходишь в автосалон. Берешь ключи, расплачиваешься по прайсу и на гарантийный период эксплуатации прощаешься с дилером твоего поселка… Так же как делаю я хм…без коммерческого начала, научного, художественного да хоть, какого бы – бессмысленного занятие.


-  Ну что? Пробуй!

Стартер начал ожесточенно бить по венцу маховика двигателя. Время сводит счеты с энергией аккумулятора. 10 секунд без передышки – не хотим. Коротка пауза. Молчание. Снова движение, снова борьба. Снова пауза. Ну давай…
Тестовый режим самодиагностики вспоминает все, чему его учили.

Проселок еще был размокший - после грозы. Вылетая из поворота еле не наскочили на брошенный у обочины Уазик. Грязь до неба, открытый капот подставляет свое неистовое начало горячему и долгожданному солнцу. Наспех протертое рукавом лобовое стекло, позволяло лишь приблизительно считывать дорожную обстановку. Не долго мучаясь на полкорпуса, одев темные очки, высовываемся из амбразур дверных проемов. Ветер, какой сегодня мягкий ветер…

XI



Не приходиться выбирать, не приходиться. Нет света, нет некоторых съемников и ключей. Нет всего, что нужно под самым боком и приходиться работать с тем, что есть.

А как было бы хорошо, когда раз и в печечку-буржуечку дровишек подкинул, а стенки утеплены, оббиты утеплителем и тепло стало. Раз и свет включил там где темно. Друзья пришли и раз их усадил на кресла от памятного «красного ЗАЗ 968» на хромированных ножка. Стало скучно крутить гайки? Раз по кнопке усилителя, раз на кнопку плей лежащего до поры до времени в кармане плеера.
Все под рукой все там где надо. Чего то не хватает? Пошел на рынок и прикупил. Компрессор, гидравлический домкрат, гидропресс для запрессовки подшипников в ступицы колес. В другой день приходишь и чувствуешь себя уверенней и работа ладиться теперь точно не надо ехать в соседний поселок к мужикам, чтобы, как бы…

Бетонная стяжка на полу и плитка делают уборку легкой и не принужденной. Долой песок, долой пыль и разброшенные по углам бычки. Теперь на верстачке можно легко заниматься разборкой и сборкой не только ржавых рычагов да сошек, теперь время и для претензионных рулевых реек, усилителей и мозгов АКПП. Несколько фрезерный станков прикупленных по случаю позволяют восстанавливать даже самые унылые детали.

Пока запчасти едут можно и пофантазировать, как было бы хорошо. Пока же все как есть. Пыль, яма, дырки в фальцевой крыше. Гараж старенький хоть и каменный, хоть и польской постройки. Печка забита всяким хламом, по краям горы может и полезного, но никто не знает какого именно. Все ждет наведения порядка и четкой инвентаризации даже этого не подозревая.

Удивительно еще совсем недавно 40$ это было много. Люди в месяц жили на столько. Что там говорить если цепь к велосипеду стоит столько! Обслуживание велика обходиться примерно одинаково с машиной. Сегодня вот так вот не задумываясь отдаю на новенький ШРУС, опру двигателя, комплект свечей и итд.. Все с США все Made in USA хоть и произведено в Китае, но не вызывает никаких вопросов. Что может быть проще выбрать в каталоге поставить адрес доставки прибавить торговую надбавку и нажать на кнопочку «заказать». Без объяснения, что за автомбиль, что там есть и чего быть не может. Сам знаю, что и как.

Потом набраться терпения на целый месяц и ждать прихода.

Пока занавес не рухнул, пока есть такая возможность...

Хочется все сделать на совесть, чтобы ездить, а не сидеть под ней боясь, что что то, где то не так работает. Плохой проводок? Заменить! Люфт в подшипнике? Заменить. Нет смазки, закисло? Разобрать все, почистить, смазать благородной немецкой смазкой и все собрать по инструкции, правильно соблюдая необходимы моменты затяжки. Было бы все под боком я бы не думал, чем бы себя занять в свободное время, не мучался перед предстоящими каждыми выходными, думая как бы это все таки съездить, но каждый раз отказываясь, так как без недостающего перечня нечего там делать. Друзья, знакомые уже успели поменять не один автомобиль, успели и продолжают идти в лучшую сторону, глядишь и до дилера по продаже новыми автомобилями дотянут пока мы тут будем со своими мечтами и идеями «фикс» тихонько пробираться через года и леты.

Где то чувствую, что все будет хорошо и все не зря. Ведь делая все как надо я искренне рад, что не бросил, что не зря. Следующий месяц порадует отпуском и некоторым свободным временем. Приедут правильные запчасти, обзаведемся некоторыми ключами и глядишь соберем, а там уже дело за малым. За рулем это не под ним, не под нищем. Думаю, что ничего не будет сверхъестественного, где заправить, где масло взять, где заклеить пробитую шину. Столько проблем скрывается за одним поворотом ключа зажигания и решений, что и не предугадать, не представить.

Особенно поражает и вдохновляют слова ребят, которые уже смогли, успели достать до своей мечты.

Главное, помните — все осуществимо и реально. Нужно запастись терпением и волей, довести проект до конца, а это не всегда легко, так как нередко приходится отказывать себе в насущных радостях жизни, отдавая свободные финансы на поиск и покупку нужной детали в соседней стране, а иногда и на соседнем континенте. Да, конечно, в результате воплощение вашей мечты обойдется вам как пятилетний Mercedes, но поверьте — ни один из современных автомобилей не заставит ваше сердце биться в такт с мотором, и ни один из современных авто не подарит столько радостных минут, как то, о чем вы грезили с детства. 

XII

Вот уже больше месяца не заходил в гараж. Головка на переборке в соседнем городе. Генератор тоже. Время отпусков и перемещение своим ходом откладывают свой отпечаток на процесс доведения всего до логического "Поехали". Ведь пока разговор о том, чтобы завести и послушать 850 оборотов в минуту на холостом ходу. Не более того. А ведь по запчастям, по тому объему работ, который нужен моему железному другу можно писать целую книгу.

Просто ездить я могу и на такси, на автобусе и не чуствовать себя ущербным. Кредит брать на авто сами понимаете глупо - куда это я так ездить собрался то? А тут стоит в гараже и каши не просит. Хотя как сказать. Время дает о себе знать. Пластик не к черту, да и кое где от сырости протекающей кровли потихоньку все начинает покрываться легкой ржавчиной. Пока снизу, пока вроде не заметно, но это пока.

Вообще же нужно понимать, что люди на обычное кол-во запчастей для уверенного хода своего авто никак не могут найти ни время, ни денег. По 500 сильно не пошикуешь, а совершать больший оборот пока не имею возможности, фантазии смекалки. Хотя ведь стыдоба - правда?

Недавно было 25 лет и как то не чувствется. Видно не чувтсвую в себе силушку Богатырскую, а надо бы. Частенько, как импотент со всеми соглашаюсь и не ломлю свою линию, а так нельзя, нельзя. Можешь говорить - говори, рисушье - рисуй. Делай в конце концов что нибудь.
Гараж перекрыли новым шифером - стало суше. Можно потихоньку к приезду всех оставшихся запчастей наводить уборку. Чтобы когда начнется процесс сборки ничего не отвлекало. Чтобы все под рукой.
Вообще вакуум, чувствуется ваккум...

Cегодня, как нормальный инженер, не на колесах, а на траллике на авторынок с генератором. Там естественно мрак, сумрок и запчасти. Я к первому попавшемуся нормальному на лицо: Где тут можно генератор запрессовать, впрессовать?

- Видишь белый павильон? Ну. Вот туда подойди.

Сколько будет? 20 баксов. Разобрали...подшипники то мои. А один игольчатый, а другой радиальный, но что без смазки.
- Видать используется, когда принудительная смазка идет...косилки..или еще что...

- Нельзя ставить! - механик мне говорит, - Нельзя у меня ЛИТОЛ. Тебе бы хорошую.

 Ну я в Торговый мол...походил побродил за 80 тыщ 300 грам какой то зеленой гадости в тюбике под маркой Кастрол купил.. Возвращаюсь, игольчатый стоит на месте, а радиальный ждет...Ну там еще мужик какой то подошел с стартером...размером с коробку передач...Потом уже и мной занялся..все смазал, за одно и с старого одну защитную крышку поставил, получился защищен... На место все поставил..почеловечески..молотком...ну и собрали. Все рассчитался, фольксвагены не те...двигатели гавно, коленвалы - на разы, потому что пустотелые...

XIII

Множество форумов и всевозможных автомобильных веток, говорят о бесперспективности поездок этого автомобиля. Все говорит о том, что его по-просту не существует и его производством занимались разве, что на Марсе.

Сегодня головка блока цилиндров поехала к опытному человеку с техническим образованием, чтобы в его умелых руках и благодаря техническим возможностям заглянуть в недра моей мечты и вынести вердикт надежды.

Вообще тяжело, каждый день думать о том, что где то там сиротливо стоит то, что должно быть рядом и выручать в трудную минут, полагаясь лишь на себя самих.

И домой.

Сезон 2014

С мира по нитке. Этот автомобиль как черная дыра затягивает в наш гараж ништяки со всего света. Запчасти, электрику, инструменты и в конце концов знания. Все качественное, все промаркировано. Если уж приехало то обязательно подойдет. Мой друг заметил, ты смотри, какой этот мир маленький, если  перед тобой лежат вещи и предметы с другой стороны Земли.

Сейчас это одна тонна высококачественной американской стали. Она не только не ездит, но даже и не двигается. Моя гордость и моя проблема. Это мистер Эскорт, он же Генриетта, он же Американский Гонзо из штата Мичиган. Сегодня мой мозг, мои руки и мой бумажник заняты его восстановлением. Перебрать двигателя, систему зажигания, коробку передач, тормозную систему, рулевое управления, подвеску и остальные ошибки медленно всплывающие по ходу работы над проектом. Чего хотеть это и есть та самая старая школа. Некоммерческая проект просто для удовольствия. Мои друзья говорят, что это бесполезный проект и крутить пальцем у виска. Я просто не обращают внимания и продолжают терпеливо крутить гаечным ключом, затягиваю необходимые болты. Я уверен, что у этой истории есть счастливый конец. Немного терпения и птица покидает гнездо, птица будет летать.
2я сборка двигателя. Восстановленная ГБЦ, новая поршневая.

Снизу и внутри в молодости она выглядела вот так.
Сегодня все собрано, но нужно считывать ошибки, а даже мультиметра у меня нет. Лампочка Chack engine горит. Стартер, зажигание работает, а впрыска топлива не происходит. Скорей всего вышло из строя реле инжектора ибо топливный насос работает, подкачивает к регулятору давление необходимую порцию топлива. Весь же узел вместе с дроссельной заслонкой молчит. Я даже лампочкой не проверял есть ли там напряжение. Надо спокойно собраться с мыслями и решить оставшиеся вопросы.

Томление электрики.

Что за система, когда подача топлива организована отдельными блоками реле. Предохранители в порядке, но они влияют на работу второстепенных фишечек. Дальний - ближний свет. Сигнал, прикуриватель. Всякое электробарахло одним словом.  Если все предохранители в одночасье перегорят, а машина должна работать, должна. Как проверить и выйти на исправность? Нужно лезть глубже. Под самый микрокомпьютер. В двух укромных ячейках приютились две незаметные, но важные рэлешки. Одна для управление электробензонасосом, который за спиной  в недрах бака насыщает вены топливопроводов необходимым для пуска бензином не ниже 89 марки. Другая релешка для работы моно инжектором с простейшей системой распыла и управления. Открыто, либо закрыто. Без всяких навомодных "послойных", "пред" и после инъекций. Либо открыто либо закрыто. Пока двигатель работает инжектор в необходимую секунду, как затвор автомата, досылает необходимый патрон бензо-иньекции, которая смешавшись с воздухом в необходимом соотношении засасываться в рабочий цилиндр. Вспышка и прогресс двигает тебя вперед к светлому будущему. Делов то.

Вообщем я поначалу думал не справлюсь. Как раз выходные были. В Минске на барахолке купил простой пробник с лампочкой. Есть контакт лампочка горит, нет контакта - без изменения. Автостопом с тремя пересадками за три часа покорил эти 250 километров. На следующее утро уже ковырялся в гараже.

Проводку проверил, все плавкие предохранители в цепи проводки на месте (Fuse link). Значит либо моно-инжектор, либо реле инжектора, либо реле топливного насоса. Добрался таки. Вытянул на свет. Осмотрел - без видимых повреждений. Заряженный аккумулятор на место. Провода подключил. Ключ зажигания провернул - есть контакт. Выключая одно реле за другим определил, что топливо насос качает исправно. Поменяв местами, определил, что инжектор тоже вступает в работу. Только вот сама форсунка не хочет работать. Хотя тестер как раз показал, что питание подается по линии. Вообщем все ясно инжектор менять, а с ним, на всякий случай стоит прикупить и запасные релешки вместе с коннектором.

Время есть можно занятся и задними тормозами. Время не бережет. Мало того, что сложно открутить, так еще колесо само к ступице крепко приржавело. Снял колесо. Потом барабан. Рычаг, разводящий колодки при работе с ручником в ржавчине. Разбираем чистим и красим. Подшипники тоже не первой свежести. Но тут другой момент. Смазка есть, но она графитовая, для подшпиников она не пригодна. Все моем, чистим и назад. К сожалению выбить старые и поставить новые я не могу, боюсь, что испорчу молотком ступицу, лучше уж на прессе. Пока на первый 2 км хватит пока и страх. Поменять в любой день. Тем более новые подшипники лежат среди россыпи необходимых запчастей.

Работа сделана и можно закрывать гараж. На этот раз нужно снова ожидать запчастей. Они как глоток живительного воздуха продвигают мою работу все дальше и дальше. Может к тупику, а может быть к счастливой развязке. Я ожидаю второго. Как чуда. Техника сама решит, когда захочет порадовать хозяина. Мне остается лишь терпеливо продолжать восстановление.

Май 2014. Спасибо, что живой. Завелась!
На службе. Первые 700 миль.
За счастье.