среда, 8 июля 2015 г.

Отличные парни, отличной страны

Июнь, жаркое лето заставляло все окна держались на распашку. Шел 1972 м год, я как раз заканчивал школу. Готовился к экзаменам по немецкому. Через окно, в очередной раз, залетел гул взлетающих самолетов. Совсем рядом с домом находился военный аэродром стратегической авиации. Более 100 сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22, истребители, штурмовики, разведчики. Вылеты проходили каждый день, в любую погоду. В тот день у одного самолета разведчика погоды отказал двигатель над самым городом. Летчик не бросил машину и до последнего старался увести в безопасную зону.

Обычно перед полетами бомбардировщиков в небо на разведку вылетало парами взлетали легкие истребители. Солнечный день, отличная видимость до горизонта. Двойка разведчиков поднявшись с аэродрома разделилась. Один ушел вправо, другой влево в сторону города. Звук реактивного двигателя слышно далеко, как вдруг у одного самолета вместо характерного раската сменился на свист. Самолет начал разворачивать назад, но высота становилось все меньше. Из последних сил, летчик вытягивал самолет над домами, ул. Серова, школой, кирпичным заводом. Перетянул через железку, потом смотрим с горки в деревне. Тянет, тянет дальше, а потом хлопок и красное пламя, черную точку отбросило вверх над самолетом. Несколько секунд и самолет рухнул вниз. Через мгновение звуковая волна принесла удар взрыва.

Мы с братом Серегой за велики и туда. По дороге, где сейчас автоцентр Камаз, перед поворотом на кольцевую нас обогнал на всех парах военный тентованный Газон 66 с солдатами в кузове. Не сбавляя хода грузовик выскочил на кольцевую, от резкого поворота правые ряд колес оторвался от земли. Водитель, выровняв положение грузовика, погнал в сторону Чижовки. Ну и мы за ним.

Прилетели на место падения, а там еще никого, только-только началось оцепление. Самолет упал прямо за кольцевой автодорогой Яма четыре метра глубиной и двадцать в диаметре... Крылья по сторонам, внизу двигатель, турбини все раскидано и горит. Едкий запах авиационного керосина, столб поднявшейся в воздух пыли и черного дым.

Зеваки уже начали набегать. Кто то кричит, что летчика в яме увидели якобы. Кто ехал по кольцевой остановились. Машины, 3й автобус на Чижовку завернул к месту аварии, тоже помогать. Ну и мы тоже помогали. Что можно по карманам. Дюраль итд. Ходя дома со свалки этого добра хватало. Сейчас наверно, где то еще остались, какие то части от этого самолета.

Летчик успел выпрыгнуть вовремя. Мало того, что из жилого района самолет вывел, так не дал упасть на высоковольтную линию, которая шла перед кольцевой. Летел на пределе и катапультировался. Если бы опоздал, то высоты могло не хватить для раскрытия парашюта... Потом военное оцепление на дорогу начали всех разгонять.

Ну у нас полные карманы. Нейкая железяка привязанная к велосипеду.Как слышно: Вон летчика везут! Живой!  Кольцо перекрыли... Все движение стало... Хлопцы на 66 везут. Я смотрю летчик майор - одна звезда. Молодой такой, но весь седой. На груди орденская планка - красной звезды. Народ сразу его на руки и водрузил на автомобиль...

Ну скажи что нибудь, ведь город спас! Пошли смешки среди толпы: А он бояться наверно первый раз... Он так посмотрел на толпу и с улыбкой уверенно так: Не первый... Выпрыгнул и все...
- Ну ты на город же выходил!
Жилая застройка, заводы, хим производства, а он не дал упасть самолёту там, где не надо, вывел. Дотянул. Народ хлопал. Человек спас город!

Потом я уже удачно поступил и учился уже в универе, когда в ноябре в «Комсомольской правде» написали статью, что в одном из гарнизонов БССР самолет разведки выходил на густонаселённый район... но отказ двигателя и летчика сумел отвернуть, протянуть в безопасное место. Награжден 2м орденом красной звезды. Темноволосый, а вески белые почти.


Миг 15. Лето, июнь месяц. На том месте, куда упал самолет, 15 лет ничего не росло…
А город подумал ученья идут...

Комментариев нет:

Отправить комментарий