суббота, 14 марта 2015 г.

Две истории об одном автомобиле

История 1я. ЗАЗ патриотическая.



Почему наш человек по-прежнему преклоняется пред хорошей иномаркой? Готов не доедать, не досыпать, но ездить на статусном баварце? Ответ прост: иномарка – машина-без проблем, созданная для поездок, как отдых, а не для еженедельного сервисного обслуживания. Ничего не украдено, все закручено, все рассчитано.

Только по этому у нас покупают иномарки. Мы попросту не успели насладиться таким, казалось бы банальным, чудом техники без проблем. Качество металла, окраска, продуманность узлов и агрегатов - позволяли любой иномарке -ездить и ездить без особых простоев. Ни один автомобиль в СССР таким похвастаться не мог, что дорогой, что дешевый. Даже тем, кто был рукаст и на выдумки мастер, все равно приходилось перебирать свою волгу, жигуленок или запорожец. В холодном гажаре, сжимая гаечный ключ и дотягивая болты на маховике. Все они были одного поколения  и болели одними и теми же болезнями, которую любой владелец знал и мог решить практически закрытыми глазами. О преимуществах одной модели над другой говорить не было смысла, идейно и технически одни все были сделаны из одного теста.

В одиночку перебрать весь двигатель "сороковки" ЗАЗ-968М за вечер? Нет проблем. Всей семьей на море? Нет проблем, только помимо основного багажа будь любезен захвати с собой россыпи необходимых запчастей, в дороге может случиться всякое. Что удивительно, когда мы были в пути, автомобиль не подводил и мало того на лице у всех была улыбка. Мы ехали, двигатель пел на своем непонятном языке и все вокруг казалось чудесным. Я много не знал, что когда прошлой ночью я сладко спал,  отец в третью смену возился перед поездкой с машиной. Так делали все...

В отличие от Ханнес Фарлок у моего отца было 2 запорожца – и это был максимальный социальный статус нашей семьи. Если использовать его каждый день, то этот автомобиль очень быстро, с грузом на сердце, укатывается в хлам. Регулярно обсуживая, регулярно перебирая каждый вышедший из строя агрегат, они неминуемо выходили снова из строя. Автомобиль покупался на всегда и замены быть не могло. Сохранить в хорошей форме мог себе позволить либо скупой, либо богатый.

Одни владельцы просто не ездили, используя служебный или общественный транспорт и оберегая, купленное транспортное средство от атмосферных осадков, дорожной соли и лихих километров необъятных дорог нашей Родины. Они совершали лишь редки поездки, как прогулка по парку или "на дачу", сбивали таким счастливым машинам пыль с лакированного силуэта. Годы шли, а автомобиль, как новый! Один такой скорей всего и купил счастливый Ханнес Фарлок. Трудяг «тех времен» на дорогах не осталось.

Другие владельцы имели связи на базе или в автопарке и использовали "своего механика" и  доступ на "склад" дефицитных запчастей. Масло вовремя, капремонт – вовремя. Резина к сезону. Не езда, а баловство.

Мой отец был другим. Поездок и задач было больше, чем возможности сохранить автомобиль. Как у моего друга отец ездил с  друзьями на охоту, мой отец каждый выходной день с друзьями ездил на рыбалку. В любую пору года они стремились на рыбу. Только Запрет давал передышку, как для рыбы, так и для автомобиля. Потом снова полный автомобиль бородатых мужиков с бурами, рыбными ящиками в тулупах и валенках в натопленном ЗАЗе ехали на новое озеро за рыбой. Где, автомобиль не мог пройти, крепкие руки попросту выносили его на руках, отряхивали снег, снова забирались в салон и ехали дальше. Летом на крышу ставился багажник и с дюралюминивой лодкой, все тот же состав мужиков ехал на летнюю рыбалку.

Как человек может сломаться, так ломалась и техника. Катаются все, а чинит водитель. Культура производства на заводе не выигрывала перед культурой производства в любом гараже. Профессия врача моего отца нисколько не затрудняла общение с инструкцией по ремонту и обслуживанию ЗАЗа и выставление всех мертвых и живых меток. Завод никто не венил, автомобиль был в семье и это уже была сама радость. Разве, что сварочного аппарата тогда не было ни у кого, а так все как и всех делалось своими руками. В соседнем Даугавпилсе, в безвыходном случае всегда можно было прикупить нужную запчасть или комплект шин с «наваренным протектором» и уже на следующий день быть в строю.

Время шло, что то менялось, а что то безвозвратно выходило из строя. Больше всего страдал кузов - ржавел, рычаги подвески проседали, глушитель прогорал. Поездок и задач было больше, чем возможности сохранить автомобиль. Мои отец был молод, силен и не обращал внимание на досадные поломки, как и другие водители.

Потом уже, сказать честно, обслуживать иномарку ни денег, ни возможности толком не было, но она прощала и при аккуратном обращении и значительно дольше продолжала радовать своих новых хозяев. Последняя поездка на Запорожце была в 2002 году, когда я на переднем пассажирском сидении вместе с отцом ехали его продавать, какому то барыге. Напоминания о ЗАЗе в нашем гараже хватает. Передние и задние кресла, куча каких то запчастей, куски металлической крыши и капота (на них хорошо мешать бетонный раствор). Дополнительные стоп сигналы, хромированное съёмное боковое зеркало, комплект ручного управления и «фирменная» розочка из эпоксидки на рычаг переключения передач.

Как воспоминание лихой молодости своих родителей я хочу купить хороший экземпляр ЗАЗ, но как автомобиль на каждый день, без своего гаража, своего механика и склада дефицитных запчастей нет. Лишь зимой, с бородатыми друзьями, с буром, ящиками для рыбы в натопленном салоне съездить на рыбалку. Засаживая ЗАЗ на днище, откапывая сильными руками и все так же добираясь до намеченной цели. Никакой ностальгии по СССР только рокот двигателя, смех друзей и набегающие километры.  На иномарке все по другому, другой азарт и другая история.

История 2. ЗАЗ оптимистическая.


Ханнес Фарлок всю свою сознательную водительскую жизнь владеет исключительно советскими автомобилями. Когда два с половиной года назад он переехал в Беларусь, в качестве машины на каждый день приобрел ЗАЗ-968А 1977 года выпуска! Мы встретились с Ханнесом, чтобы поговорить о жизни, машинах и Беларуси

- Ханнес, почему "запорожец"? Когда началось увлечение советскими машинами?

- Мне сейчас 33 года, и у меня никогда не было нормальной машины. Только "Волга", "жигули", "москвичи" и "запорожцы". Но "Волга" в Минске - это неудобно: куда ее парковать? Поэтому я выбрал "запорожец". Он компактный, юркий - в самый раз для города.

Передвигаться на советской технике я начал, когда еще жил в Берлине. Одиннадцать лет назад мы с другом купили "Москвич-412" и махнули на нем в Крым. Разумеется, в технике мы не очень разбирались, поэтому в Виннице машина сломалась. В Крым пришлось ехать общественным транспортом, а 412-й оставили на ремонт. Отдохнули, забрали машину - вернулись в Германию. Вот такое вышло приключение.

Так вот, в родной стране обалдели от "москвича". В Германии это был эксклюзив, ностальгия по ГДР, очень редкая и интересная машина. Наш 412-й даже играл в двух исторических фильмах. Купили мы его за 300 долларов, а продали в итоге за 1000 евро! Потом был период, когда каждые 6-8 недель катались в Литву, брали там советскую машину и перевозили в Берлин на продажу. Насколько выгодно? Один раз мы купили машину за 1000 евро - продали за 3500 евро. Особенно хорошо шли черные "Волги". Люди испытывали ностальгию и были готовы очень хорошо платить. При условии, конечно, хорошего технического состояния.

Была еще "Победа", правда, далеко не в идеальном состоянии… Ходила по рукам и осела в конце концов в Гамбурге. Один владелец борделя установил ее на постамент как рекламу своего заведения.

Потом мы выросли из этого и перестали заниматься перепродажей советских автомобилей.

Тут некоторые белорусы мечтают уехать из страны… А ты, наоборот, к нам приехал. В чем дело?

- Мне очень интересны постсоветские страны и их история. Страсть у меня к ним. Вначале я жил в Петербурге, несколько лет там учился. Потом работал в Киеве в IT-компании. Через пару месяцев моя фирма стала искать человека, чтобы отправить его в Беларусь. Никто не хотел ехать, а я подумал: почему нет? В итоге два с половиной года назад переехал в Минск.

Очень понравились люди: спокойные, добрые, открытые. Минск - крутой город. Он тихий, спокойный. Еще я без ума от советской архитектуры! Специально даже снял квартиру в "сталинке". А "запорожец" я купил в прошлом году. Очень долго его искал. У меня была "копейка", она сломалась - пришлось искать ей замену.

Стоп. Так у тебя еще "копейка" тут была?

- Да, я сначала "жигули" купил. Просто в Германии я ведь не на всех советских машинах ездил. Решил восполнить пробел. Если там я покупал большие автомобили, то здесь перешел на более компактные. После "копейки" мне оставалось только купить "запорожец". Нашел неплохой экземпляр в Дубовлянах с пробегом под 40.000 километров. У него даже сервисная книга сохранилась, "родная" аптечка и наклейка под крышкой багажника.

- А сколько ты уже проехал на "запорожце" и в каком режиме?

- Езжу я достаточно часто. На данный момент уже проехал около 4000 километров. Причем не только по Минску катаюсь, но и за городом. Ездил на озеро Нарочь, в Бобруйск. Прошлым летом чуть ли не каждый вечер посещал одно озеро возле Заславля. Серьезных поломок ни в одной загородной поездке не произошло. Как-то камера в колесе лопнула. Искали по хуторам, еле нашли. Один раз перегрелся в городе. Сейчас вот не всегда заводится - что-то со стартером случилось, надо разбираться.

Знаете, от чего я в восторге? На любом бездорожье эта машина едет как SUV! У нее отличная проходимость. Под Бобруйском мы катались на "запорожце" с друзьями - пять человек влезло в машину! Все удивлялись, что при внешней компактности в салоне так много места. Обзорность великолепная, будто в аквариуме сидишь. Дал как-то своему клиенту из Швеции прокатиться на "запорожце" - он был в восторге!

Зимой не езжу. Во-первых, мой "персональный" мастер по автомобилю Александр отсоветовал - жалко, мол, такую машину в соль окунать. Во-вторых, печка сломалась, одному зимой невозможно ездить. Если бы кто-нибудь стекло чистил - куда ни шло, а так очень холодно. Поэтому зимой машина в основном стоит.

В прошлые выходные брал напрокат Toyota Aygo в Браслав съездить. Скучно на такой машине: сел и поехал, никаких проблем. А вы попробуйте на "запорожце"! Это же физический труд. Ты мерзнешь, нет боковых зеркал, постоянно двигаешься. Не заводится, заводится, как повезет. Это вызов. Испытание. Я всегда рад, когда выезжаю за город и возвращаюсь. Чуть что, есть друг, который вытащит. С "запорожцем", в общем, не соскучишься. И мне это нравится.

- А как тебе Беларусь?

- Я в восторге, если честно. Прекрасная природа. В Германии ведь как? Очень много жителей и при этом мало пространства. Едешь: деревня, завод, город, деревня, завод, город… А здесь едешь себе и едешь. Лес кругом. Природа чистая и нетронутая. А Браслав - это вообще особенное место. Думаю еще Полесье посетить.

- А сотрудники ГАИ останавливают?

- Самое смешное, что под Бобруйском меня остановили за… превышение скорости! Ребята очень долго смеялись, что такая машина вообще способна нарушить скоростной режим. Еще у них отвисла челюсть, когда поняли, что за рулем немец. Очень удивлялись, мило побеседовали. Но все равно штраф выписали.

- Что тебя удивляет в нашей автомобильной жизни?

- Я заметил, что белорусам очень важно ездить на хорошей дорогой машине. В Берлине, если ты купишь BMW X6 или какую-нибудь другую подобную технику, люди подумают, что ты чокнутый. А здесь бензин дешевле, налоги не такие большие. Наверное, поэтому тут так много больших и дорогих машин. Хотя это очень странно. Человек будет в "хрущевке" жить или с родителями, но обязательно купит себе автомобиль минимум D-класса.

- Не возникало желания купить современную машину?

- Мысли были, но даже не знаю… "Запорожец" планирую покрасить. Есть хороший мастер, и я не хочу продавать эту машину. Многие у меня ее хотели бы купить, часто слышу предложения. Но продавать не буду - зачем? Из Беларуси уезжать я тоже никуда не планирую. Прекрасная страна, отличные люди. "Запорожец" у меня тут классный. Зачем что-то менять?

Этот синий автомобиль я знаю уже давно, - рассказывает Александр. - Стоял он во дворе моей бабушки. Потом его купил человек, обращался ко мне за запчастями. Потом купил другой, видимо, из Дубовлян. Этот автомобиль всегда был в Минске - на это указывают и записи в сервисной книжке. Что по нему ремонтировал? Да немного, машина в прекрасном состоянии. Перебрал тормоза, тягу рулевую поменял. Проводилась замена масла и прочее плановое обслуживание. В сцеплении пришлось немного поковыряться. Машина на самом деле в уникальном состоянии. Попробуйте найти в "родной" краске "ушастого", чтобы он еще при этом ездил! Обильной коррозии нет нигде. Днище - будто с завода. Точечно покрылась "жучками" только передняя часть кузова. В общем, если за машиной следить - еще поездит.



Второй рассказ взят с сайта www.abw.by
Рассказ немца сплошные концентрированные впечатления.

Мы не могли его не сохранить на века в нашем скромном но идейном блоге.

О пивице ZAZ ни строчки.
Не понимаю, как можно назвать дочь, как автомобиль из СССР?
Парадокс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий