Почему наш
человек по-прежнему преклоняется пред хорошей иномаркой? Готов не доедать, не
досыпать, но ездить на статусном баварце? Ответ прост: иномарка – машина-без
проблем, созданная для поездок, как отдых, а не для еженедельного сервисного обслуживания.
Ничего не украдено, все закручено, все рассчитано.
Только по
этому у нас покупают иномарки. Мы попросту не успели насладиться таким, казалось
бы банальным, чудом техники без проблем. Качество металла, окраска,
продуманность узлов и агрегатов - позволяли любой иномарке -ездить и ездить без
особых простоев. Ни один автомобиль в СССР таким похвастаться не мог, что
дорогой, что дешевый. Даже тем, кто был рукаст и на выдумки мастер, все равно
приходилось перебирать свою волгу, жигуленок или запорожец. В холодном гажаре,
сжимая гаечный ключ и дотягивая болты на маховике. Все они были одного поколения и болели одними и теми же болезнями, которую
любой владелец знал и мог решить практически закрытыми глазами. О преимуществах
одной модели над другой говорить не было смысла, идейно и технически одни все
были сделаны из одного теста.
В одиночку
перебрать весь двигатель "сороковки" ЗАЗ-968М за вечер? Нет проблем.
Всей семьей на море? Нет проблем, только помимо основного багажа будь любезен
захвати с собой россыпи необходимых запчастей, в дороге может случиться всякое.
Что удивительно, когда мы были в пути, автомобиль не подводил и мало того на
лице у всех была улыбка. Мы ехали, двигатель пел на своем непонятном языке и
все вокруг казалось чудесным. Я много не знал, что когда прошлой ночью я сладко
спал, отец в третью смену возился перед
поездкой с машиной. Так делали все...
В отличие от
Ханнес Фарлок у моего отца было 2 запорожца – и это был максимальный социальный
статус нашей семьи. Если использовать его каждый день, то этот автомобиль очень
быстро, с грузом на сердце, укатывается в хлам. Регулярно обсуживая, регулярно
перебирая каждый вышедший из строя агрегат, они неминуемо выходили снова из
строя. Автомобиль покупался на всегда и замены быть не могло. Сохранить в
хорошей форме мог себе позволить либо скупой, либо богатый.
Одни
владельцы просто не ездили, используя служебный или общественный транспорт и
оберегая, купленное транспортное средство от атмосферных осадков, дорожной соли
и лихих километров необъятных дорог нашей Родины. Они совершали лишь редки
поездки, как прогулка по парку или "на дачу", сбивали таким
счастливым машинам пыль с лакированного силуэта. Годы шли, а автомобиль, как
новый! Один такой скорей всего и купил счастливый Ханнес Фарлок. Трудяг «тех
времен» на дорогах не осталось.
Другие
владельцы имели связи на базе или в автопарке и использовали "своего
механика" и доступ на
"склад" дефицитных запчастей. Масло вовремя, капремонт – вовремя.
Резина к сезону. Не езда, а баловство.
Мой отец был
другим. Поездок и задач было больше, чем возможности сохранить автомобиль. Как
у моего друга отец ездил с друзьями на
охоту, мой отец каждый выходной день с друзьями ездил на рыбалку. В любую пору
года они стремились на рыбу. Только Запрет давал передышку, как для рыбы, так и
для автомобиля. Потом снова полный автомобиль бородатых мужиков с бурами,
рыбными ящиками в тулупах и валенках в натопленном ЗАЗе ехали на новое озеро за
рыбой. Где, автомобиль не мог пройти, крепкие руки попросту выносили его на руках,
отряхивали снег, снова забирались в салон и ехали дальше. Летом на крышу
ставился багажник и с дюралюминивой лодкой, все тот же состав мужиков ехал на
летнюю рыбалку.
Как человек
может сломаться, так ломалась и техника. Катаются все, а чинит водитель.
Культура производства на заводе не выигрывала перед культурой производства в
любом гараже. Профессия врача моего отца нисколько не затрудняла общение с
инструкцией по ремонту и обслуживанию ЗАЗа и выставление всех мертвых и живых
меток. Завод никто не венил, автомобиль был в семье и это уже была сама
радость. Разве, что сварочного аппарата тогда не было ни у кого, а так все как
и всех делалось своими руками. В соседнем Даугавпилсе, в безвыходном случае
всегда можно было прикупить нужную запчасть или комплект шин с «наваренным
протектором» и уже на следующий день быть в строю.
Время шло,
что то менялось, а что то безвозвратно выходило из строя. Больше всего страдал
кузов - ржавел, рычаги подвески проседали, глушитель прогорал. Поездок и задач
было больше, чем возможности сохранить автомобиль. Мои отец был молод, силен и
не обращал внимание на досадные поломки, как и другие водители.
Потом уже,
сказать честно, обслуживать иномарку ни денег, ни возможности толком не было, но
она прощала и при аккуратном обращении и значительно дольше продолжала радовать
своих новых хозяев. Последняя поездка на Запорожце была в 2002 году, когда я на
переднем пассажирском сидении вместе с отцом ехали его продавать, какому то
барыге. Напоминания о ЗАЗе в нашем гараже хватает. Передние и задние кресла,
куча каких то запчастей, куски металлической крыши и капота (на них хорошо
мешать бетонный раствор). Дополнительные стоп сигналы, хромированное съёмное
боковое зеркало, комплект ручного управления и «фирменная» розочка из эпоксидки
на рычаг переключения передач.
Как
воспоминание лихой молодости своих родителей я хочу купить хороший экземпляр
ЗАЗ, но как автомобиль на каждый день, без своего гаража, своего механика и
склада дефицитных запчастей нет. Лишь зимой, с бородатыми друзьями, с буром,
ящиками для рыбы в натопленном салоне съездить на рыбалку. Засаживая ЗАЗ на
днище, откапывая сильными руками и все так же добираясь до намеченной цели.
Никакой ностальгии по СССР только рокот двигателя, смех друзей и набегающие
километры. На иномарке все по другому,
другой азарт и другая история.
История 2. ЗАЗ оптимистическая.
Ханнес Фарлок всю свою сознательную
водительскую жизнь владеет исключительно советскими автомобилями. Когда два с
половиной года назад он переехал в Беларусь, в качестве машины на каждый день
приобрел ЗАЗ-968А 1977 года выпуска! Мы встретились с Ханнесом, чтобы
поговорить о жизни, машинах и Беларуси
- Ханнес,
почему "запорожец"? Когда началось увлечение советскими машинами?
- Мне сейчас
33 года, и у меня никогда не было нормальной машины. Только "Волга",
"жигули", "москвичи" и "запорожцы". Но
"Волга" в Минске - это неудобно: куда ее парковать? Поэтому я выбрал
"запорожец". Он компактный, юркий - в самый раз для города.
Передвигаться
на советской технике я начал, когда еще жил в Берлине. Одиннадцать лет назад мы
с другом купили "Москвич-412" и махнули на нем в Крым. Разумеется, в
технике мы не очень разбирались, поэтому в Виннице машина сломалась. В Крым
пришлось ехать общественным транспортом, а 412-й оставили на ремонт. Отдохнули,
забрали машину - вернулись в Германию. Вот такое вышло приключение.
Так вот, в
родной стране обалдели от "москвича". В Германии это был эксклюзив,
ностальгия по ГДР, очень редкая и интересная машина. Наш 412-й даже играл в
двух исторических фильмах. Купили мы его за 300 долларов, а продали в итоге за
1000 евро! Потом был период, когда каждые 6-8 недель катались в Литву, брали
там советскую машину и перевозили в Берлин на продажу. Насколько выгодно? Один
раз мы купили машину за 1000 евро - продали за 3500 евро. Особенно хорошо шли
черные "Волги". Люди испытывали ностальгию и были готовы очень хорошо
платить. При условии, конечно, хорошего технического состояния.
Была еще
"Победа", правда, далеко не в идеальном состоянии… Ходила по рукам и
осела в конце концов в Гамбурге. Один владелец борделя установил ее на
постамент как рекламу своего заведения.
Потом мы
выросли из этого и перестали заниматься перепродажей советских автомобилей.
Тут
некоторые белорусы мечтают уехать из страны… А ты, наоборот, к нам приехал. В
чем дело?
- Мне очень
интересны постсоветские страны и их история. Страсть у меня к ним. Вначале я
жил в Петербурге, несколько лет там учился. Потом работал в Киеве в
IT-компании. Через пару месяцев моя фирма стала искать человека, чтобы
отправить его в Беларусь. Никто не хотел ехать, а я подумал: почему нет? В
итоге два с половиной года назад переехал в Минск.
Очень
понравились люди: спокойные, добрые, открытые. Минск - крутой город. Он тихий,
спокойный. Еще я без ума от советской архитектуры! Специально даже снял
квартиру в "сталинке". А "запорожец" я купил в прошлом
году. Очень долго его искал. У меня была "копейка", она сломалась -
пришлось искать ей замену.
Стоп. Так у
тебя еще "копейка" тут была?
- Да, я
сначала "жигули" купил. Просто в Германии я ведь не на всех советских
машинах ездил. Решил восполнить пробел. Если там я покупал большие автомобили,
то здесь перешел на более компактные. После "копейки" мне оставалось
только купить "запорожец". Нашел неплохой экземпляр в Дубовлянах с
пробегом под 40.000 километров. У него даже сервисная книга сохранилась,
"родная" аптечка и наклейка под крышкой багажника.
- А сколько
ты уже проехал на "запорожце" и в каком режиме?
- Езжу я
достаточно часто. На данный момент уже проехал около 4000 километров. Причем не
только по Минску катаюсь, но и за городом. Ездил на озеро Нарочь, в Бобруйск.
Прошлым летом чуть ли не каждый вечер посещал одно озеро возле Заславля.
Серьезных поломок ни в одной загородной поездке не произошло. Как-то камера в
колесе лопнула. Искали по хуторам, еле нашли. Один раз перегрелся в городе.
Сейчас вот не всегда заводится - что-то со стартером случилось, надо
разбираться.
Знаете, от
чего я в восторге? На любом бездорожье эта машина едет как SUV! У нее отличная
проходимость. Под Бобруйском мы катались на "запорожце" с друзьями -
пять человек влезло в машину! Все удивлялись, что при внешней компактности в
салоне так много места. Обзорность великолепная, будто в аквариуме сидишь. Дал
как-то своему клиенту из Швеции прокатиться на "запорожце" - он был в
восторге!
Зимой не
езжу. Во-первых, мой "персональный" мастер по автомобилю Александр
отсоветовал - жалко, мол, такую машину в соль окунать. Во-вторых, печка
сломалась, одному зимой невозможно ездить. Если бы кто-нибудь стекло чистил -
куда ни шло, а так очень холодно. Поэтому зимой машина в основном стоит.
В прошлые
выходные брал напрокат Toyota Aygo в Браслав съездить. Скучно на такой машине:
сел и поехал, никаких проблем. А вы попробуйте на "запорожце"! Это же
физический труд. Ты мерзнешь, нет боковых зеркал, постоянно двигаешься. Не
заводится, заводится, как повезет. Это вызов. Испытание. Я всегда рад, когда
выезжаю за город и возвращаюсь. Чуть что, есть друг, который вытащит. С
"запорожцем", в общем, не соскучишься. И мне это нравится.
- А как тебе
Беларусь?
- Я в
восторге, если честно. Прекрасная природа. В Германии ведь как? Очень много
жителей и при этом мало пространства. Едешь: деревня, завод, город, деревня,
завод, город… А здесь едешь себе и едешь. Лес кругом. Природа чистая и
нетронутая. А Браслав - это вообще особенное место. Думаю еще Полесье посетить.
- А
сотрудники ГАИ останавливают?
- Самое
смешное, что под Бобруйском меня остановили за… превышение скорости! Ребята
очень долго смеялись, что такая машина вообще способна нарушить скоростной
режим. Еще у них отвисла челюсть, когда поняли, что за рулем немец. Очень
удивлялись, мило побеседовали. Но все равно штраф выписали.
- Что тебя
удивляет в нашей автомобильной жизни?
- Я заметил,
что белорусам очень важно ездить на хорошей дорогой машине. В Берлине, если ты
купишь BMW X6 или какую-нибудь другую подобную технику, люди подумают, что ты
чокнутый. А здесь бензин дешевле, налоги не такие большие. Наверное, поэтому
тут так много больших и дорогих машин. Хотя это очень странно. Человек будет в
"хрущевке" жить или с родителями, но обязательно купит себе
автомобиль минимум D-класса.
- Не
возникало желания купить современную машину?
- Мысли
были, но даже не знаю… "Запорожец" планирую покрасить. Есть хороший
мастер, и я не хочу продавать эту машину. Многие у меня ее хотели бы купить,
часто слышу предложения. Но продавать не буду - зачем? Из Беларуси уезжать я
тоже никуда не планирую. Прекрасная страна, отличные люди.
"Запорожец" у меня тут классный. Зачем что-то менять?
Этот синий
автомобиль я знаю уже давно, - рассказывает Александр. - Стоял он во дворе моей
бабушки. Потом его купил человек, обращался ко мне за запчастями. Потом купил
другой, видимо, из Дубовлян. Этот автомобиль всегда был в Минске - на это
указывают и записи в сервисной книжке. Что по нему ремонтировал? Да немного,
машина в прекрасном состоянии. Перебрал тормоза, тягу рулевую поменял.
Проводилась замена масла и прочее плановое обслуживание. В сцеплении пришлось
немного поковыряться. Машина на самом деле в уникальном состоянии. Попробуйте
найти в "родной" краске "ушастого", чтобы он еще при этом
ездил! Обильной коррозии нет нигде. Днище - будто с завода. Точечно покрылась
"жучками" только передняя часть кузова. В общем, если за машиной
следить - еще поездит.
Рассказ немца сплошные концентрированные впечатления.
Мы не могли его не сохранить на века в нашем скромном
но идейном блоге.
О пивице ZAZ ни строчки.
Не понимаю, как можно назвать дочь, как автомобиль из СССР?
Парадокс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий