пятница, 31 января 2014 г.

Вся правда о растаможке 1991-2011. 20 лет счастья или империя наносит ответный удар.


Мы не американцы, живущие по ту сторону Атлантического океана. Нас не открывали ни в 1492, ни в 1592, ни позже. Мы живем в центре Европы и были открыты всегда, во всяком случае первые упоминания вполне конкретно говорят о 1065, но кому от этого легче?

Гондурас тоже в центре, только Америки. У нас нет тысяч километров высококлассных автобанов и хайвэев, но автомобиль как таковой очень прочно стал неотъемлемым атрибутом счастливой жизни. Любой автомобиль. Мой отец начинал с классики, нива, шоха, семерка… Каждой хватало только на год, и это не смотря на то, что к примеру семерке было 2 года – новье казалось бы.

После падения занавеса, наши люди стали пробовать на вкус западную жизнь по тройному тарифу. Я скажу вам, что это было время сказочных открытий и пьянящего восторга от всех вещей, которые попадали к нам от туда, с запада, который был так близок и не досягаем одновременно. Одним из прочих открытий, как правило хорошего тона стало пригонять себе автомобиль из объединённой Германии.

Наши люди быстро и по достоинству оценили, что могут производить автоконцерны в условиях работающей конкуренции. В моду вошли десятилетние ауди, мерседесы, фольксвагены, опели, бмв и автомобили других концернов. Мой отец работал таможенным декларантом и ежедневно через него проходили на границе сотни машин, за рулем которых сидели довольные “НОВЫЕ ” владельцы либо «дерзкие» перекупы. Отец иногда с разрешения присаживался то и дело оценивая авто под себя, хватает ли места, удобно ли и тд. Он давно косо поглядывал на свою новую семерку, которая ежедневно пачкала его руки по локоть в черную сажу. Отец присматриваясь начинал мечтать о немецкой машине. Друзья подогревали рассказами об безотказности и выносливости этих автомобилей, летевшей из уст в уста,  не смотря на их вторую свежесть.

Был и еще один важный момент, в 90-е зарплата в нашей стране была ничтожно малой даже среди стран СНГ и вновь созданное молодое государство просто дала людям свободу, пока политики кидали в друг друга говном, люди договаривались. С соседними государствами шла бойкая торговля, туда то что дешево у нас от туда то, что дешево у них. Люди крутились и зарабатывали, прокармливали себя, так как государство не могло в этом помочь каждому - оно постаралось минимально вмешиваться в жизнь каждого человека и это было правильным решением.

Главная национальная черта наших людей приспосабливаемость и пессимизм, но в тоже время руки никто никогда не опускал. Налоги были в стране минимальными, в том числе копеечные взносы за растаможку автомобилей из Европы. Все понимали нам надо встать на ноги всеми возможными способами, потихоньку наводили порядок во всех структурах, мелкий частный бизнес вставал на ноги, люди жили тяжело, но видя перемены к лучшему крепче сжимали кулаки. Теперь я понимаю, что все жили с надеждой, с надеждой что завтра будет точно лучше чем сегодня. Все вокруг об этом намекало.

Отец расстался с семеркой без сожаления за кругленькую сумму. Думали о восьмидесятой ауди, но отец не помещался в ней по росту, сотка не нравилась внешне. Гольф не подходил для охоты, а вот VW Jetta c ее огромным багажником и дизайном покорила отца. Много раз пропуская такую машину через границу он внимательно изучал характеристики. Нужно понимать, что получить какую либо информацию тогда было намного сложнее чем сейчас – все по крупицам. Разговаривал с владельцами и делал выводы, выбирал модификацию под себя. В итоге в один прекрасный день была пригнана  джетта, на тот момент, только представьте последних годов с простым карбюраторным бензиновым двигателем, в возрасте 9 лет. Автомобиль был в идеальном состоянии и предложения о его покупке к отцу посыпались уже через неделю и продолжались много лет. Заплатив честную цену за автомобиль, заплатив сущие копейки сверху за растаможку, сущие, обязавшись не продавать машину 5 лет и поставив красные номера с гербом нашей страны мы стали влюбляться в этот немецкий безотказный седан. Его история это отдельный долгий разговор. Машину особо не жалели, использовали по назначению, но очень любили. Не жалели потому, что все понимали, что это только начало. Все уже позади. Теперь мы в свободной стране и пригнать надежный немецкий автомобиль из Германии можно будет всегда и когда наступит время это сделаем и мы в очередной раз. Собирая информацию по крупицам, сравнивая характеристики...

Мы ошибались...
Сильно!
Все...

18 долгих лет, джетта безотказно отрабатывала каждый уплаченный за нее цент став по сути членом семьи. Сменить ее не получалось ни через год, ни через пять, ни через десять лет, во первых зарплаты у людей росли как то не так уж и быстро, во вторых джетта не подводила и достойной замены как то не виделось.

Я смотря на отца всегда знал, что когдато и я пересеку границу Европы и пригоню для себя немецкую машину. Это было как данность, может такую же, а может какую то другую, но обязательно немецкую так, как теперь мы точно знали, что есть мир, который совсем рядом и только в нем все вещи делаются людьми и для людей, и этот мир не наш. Но в него был проложен коридор и этого было достаточно нам не избалованным и измученным людям. Девиз – любой ценой в те времена был нормой. Я представлял какой же будет моя собственная машина и жил с этим знанием с 16 лет.

Но все завертелось в свистопляске. Империя нанесла ответный удар. Последние 10 лет гайки только заворачивались, мелкий бизнес заводили на посадку, коридор на запад медленно таял. Весь бизнес мелькавший через границу на руках, в карманах и багажниках легковых автомобилей со временем погрузился на паллеты тягачей и сбавляя ход стал стройным, многокилометровыми рядками выстраиваться на границе... Люди поняли что Европу им показали не надолго. Нас стали возвращать к историческому прошлому и никто ничего не мог сделать. Потом пришло время взяться и за автомобили.

Не будем вдаваться в подробности, но пригон машин из Европы полностью запретили и никто не возмущался и не возражал. Только я смотрел на нашу джетту и со слезами на глазах недоумевал. Как же так? Я не успел! Понятно было, что не возмущались только те кто успел. Но что это меняет? Вы успели пригнать себе машины, но они не вечны, вашим детям на правах рабов дадут порулит жигулями или любой другой машиной российской сборки. Никто не внял, все съели. Хотя так отчетливо было ясно, что российский автомобиль для русских, это не одно и то же что немецкий, для немцев, шведов, французов или даже итальянцев.

Я же понял одно, что никогда не пересеку границу на своем немецком свежем автомобиле, который был обслужен отличных хозяином - как положено и катался на отличном бензине, по отличным дорогам. Понимаешь? Никогда! А ведь я молод и всегда был уверен, что немецкая машина это данность, которую никто не отнимет, ведь мы живем в социально ориентированном государстве.

Каждый даже не тянул одеяло на себя, его просто порвали на куски и каждый завернулся в свой кусок. А ведь в девяностые мы пытались укрыться им все одновременно, тогда это казалось возможным. 

VW Dass Auto 


ГК